Наталия Викторова преподает в школе более 20 лет, 10 из которых работает учителем информатики в Павловской гимназии и руководит научно-методическим центром. У нее два высших образования: по первому диплому она преподаватель математики, информатики и ИКТ, по второму – психолог.
Свой предмет Наталия любит за стремительное развитие и простор для творчества. Сегодня она делится своими секретами преподавания информатики и размышлениями о проблемах современного образования.
О том, зачем нужна информатика в школе
Предмет «Информатика» органично вошел в современную школьную жизнь. Особенно интересен ученикам раздел «Прикладные программы», где мы изучаем Word, Exсel, Aссеss, Power Point, различные графические и видеоредакторы, а также разнообразные онлайн ресурсы, с помощью которых ребята создают трендовые информационные продукты —canva.com, prezi.com и другие. Современные дети к изучению информатики относятся серьезно, так как осознают, что полученные знания и навыки смогут использовать в дальнейшем.
А вот программирование не всегда вызывает восторг, особенно у гуманитариев. Поэтому в начале изучения этого раздела мы с ребятами смотрим ролик Яндекса с исследованием, из которого следует, что большая часть их программистов вместо профильного образования имеют другое, к примеру, театральное. И тут – распахнутые глаза: "Как режиссер по образованию стал крутым программистом?". И второе, что их поражает – то, что программировать эти ребята начали со школьного возраста. Это понимание разрушает стереотип у гуманитария, что программирование – это сложно, скучно и неинтересно.
Много вопросов у ребят вызывают разделы теоретической информатики. Например, при изучении истории развития вычислительной техники многие скажут: этот материал легко можно найти в Интернете, зачем его изучать в школе?
Но мы не просто пересказываем факты, а отвечаем на вопросы: Почему первый компьютер был придуман не в Советском Союзе, а в Америке? Почему наша машина БЭСМ-6, лучшая во втором поколении, прекратила своё существование, не получила развитие, и мы отстали в этой отрасли от всего мира, и уже не догоним его? Это вопросы, которые заставляют детей думать и на которые они дают очень противоречивые ответы. Я считаю, что задача современного педагога – не просто представить факт ученикам и «заставить» запомнить его – он есть в информационном поле, пожалуйста, пользуйся – а создать такие ситуации, в которых ученик будет размышлять, выстраивать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы.
Важно отметить, что современные дети стали относиться к знаниям более прагматично. Они хотят понимать, зачем им надо знать ту или иную информацию, как им это знание пригодится в будущем. Поэтому каждому современному учителю следует задуматься, как построить обучение, чтобы практическая значимость его предмета для ученика стала понятна и очевидна. Простое заучивание параграфа и правил сегодня неактуально.
О проектах, которые становятся частью школьной жизни
Задача школы – формирование единой картины мира. Но пока все предметы школьной программы разрозненны, поэтому пора переходить к преподаванию интегрированных курсов и заниматься проектной деятельностью прямо на уроках.
Проектная деятельность сегодня – актуальный формат обучения, который даёт возможность развивать навыки, необходимые в жизни и профессиональной карьере каждого человека. Любому учителю, занимающемуся проектной деятельностью, нужно самому чётко понимать, какие темы подходят к этому формату, и как строить проектную деятельность на уроках. Так, в информатике изучение прикладных программ можно проводить не только в индивидуальном, но и в групповом и коллективном форматах. Например, в пятом классе изучаются несколько тем, которые ребятам очень интересны и полезны: графический редактор Pаint, текстовый редактор Word и программа для создания презентации PowerPoint.
Традиционный путь изучения этих программ – дать задание из учебника, которое ребенок выполнит, получит отметку и забудет. Ничего для души не случится, все пройдет мимо. А если изучение этих программ объединить в проект и придумать интересную тему, то это будет увлекательно, понятно и близко каждому ребенку. Так, 6 лет назад мы запустили в пятом классе проект "Книга своими руками", в котором дети придумывают текст, набирают его в Word, делают иллюстрации в Pаint, создают презентацию по собственной книге. Через полгода работы они получают книгу, выполненную абсолютно самостоятельно. Кульминацией работы становится презентация издания перед родителями, учителями и ребятами из других классов, где надо продемонстрировать еще и навыки публичного выступления.
Кроме того, в нашей гимназии очень популярны межпредметные проекты. Например, в этом году шестиклассники делают проект, где умения, полученные на уроках информатики, станут инструментом, а содержание проекта — темы искусства. Мы осуществляем его совместно с преподавателем МХК Еленой Жановной Пономаренко.
Об ученье с развлеченьем
Сейчас педагоги вооружены всевозможными техническими устройствами: интерактивными досками и панелями, 3D-принтерами, голографическими столами, а также приложениями с дополненной реальностью.
Все эти средства способны сделать урок не только увлекательным, но и развлекательным.
В чем кроется опасность развлекательного образования?
У современного ребёнка может сложиться ощущение, что вся жизнь – это развлечение. В его жизни, действительно, огромное число развлекательных ситуаций. И если вдруг развлечения нет и надо трудиться, это воспринимается ребёнком как наказание.
Ещё одно наблюдение. Сейчас информации море, все под рукой. Уже не надо просиживать часами в библиотеке, и вообще прикладывать усилия для поисков. А то, что легко достаётся, не очень ценится. Эта доступность порождает легковесное отношению к информации: она же есть, ею можно воспользоваться в любой момент. Вот подростки и говорят: "Я не буду вникать в информацию, пока меня не заставят обстоятельства».
Я давно перестроила свои занятия так, чтобы мои ученики самостоятельно осваивали материал, который им понятен, и в том объеме, который им доступен. При этом материал я даю проблемного характера, чтобы они выдвигали гипотезы, ставили вопросы. Кроме того, ребята самостоятельно создают информационные продукты и готовят выступления на разные темы. Так, шаг за шагом, формируется навык самостоятельного обучения, который будет необходим ребятам на протяжении всей жизни.
Сегодня должна меняться позиция педагога в учебном процессе. Вместо того, чтобы «разжевывать» информацию, как это было принято в советской школе, учителю нужно направлять усилия ребенка на самостоятельное освоение нового, оказывать ему моральную поддержку и вселять уверенность, что все получится. На этом пути могут и должны возникать вопросы, но на них ученик сначала должен попытаться найти вопрос сам или с товарищами. И только в ситуации тупика в понимании подключается учитель и помогает ученику преодолеть его. Ведь информация становится знанием только тогда, когда ты сам потрудился осмыслить ее и понять.
О престиже учительской профессии
Педагогам быть всегда непросто, а сейчас – особенно. Очень изменился мир и дети, а, значит, учебный процесс и педагог должны быть другими.
Сегодня для того чтобы быть классным педагогом, недостаточно хорошо владеть своим предметом и разными методиками. Дети хотят видеть рядом с собой человека с широким кругозором, который читает современную литературу, смотрит новые фильмы, ходит на выставки. Я не говорю, что педагоги должны полностью погрузиться в то, чем живет молодежь, но мы должны иметь представление об этом. Иначе рискуем превратиться в инопланетян, оторванных от реальной жизни наших учеников. Современные дети хотят видеть молодых педагогов или педагогов молодых душой.
Кроме того, сложностей добавляют родители, которые хотят, чтобы ребенку ставили только хорошие отметки. Причем эта тенденция характерна не только для частных, но и для государственных школ. Педагогу бывает очень сложно объяснить, что отметка лишь отражает ситуацию, насколько ребенок владеет материалом в данный момент. Но это ни в коем случае не оценка его личности или интеллектуального уровня.
Плюс отчетность и проверки, которые отбирают массу времени и сил. Например, на этапе планирования учитель закладывает три урока на определенную тему, а на деле оказалось, что этого недостаточно: ученики болели, была экскурсия, не все поняли и успели и прочее. В результате педагогу приходится проводить дополнительное занятие и идти «наперекор» планированию. Таким образом, родитель или проверяющий, зайдя на сайт, может рассматривать эту ситуацию как нарушение.
Доверие к учителю, который находится в учебном процессе «здесь и сейчас», позволит ему быть более свободным и творческим. Я уверена, что чем больше свободы и возможностей для творчества у педагога, тем выше качество образования. А в этом заинтересованы и родители, и дети, и, конечно, педагоги. Да и вся система образования от этого только выиграет. Ведь у всех нас общая цель – воспитать достойную, сильную личность, умеющую преодолевать трудности на своём пути, в том числе в обучении.