Найти тему
Павловская гимназия

Школа без творчества – это казарма

Оглавление

Наталия Викторова преподает в школе более 20 лет, 10 из которых работает учителем информатики в Павловской гимназии и руководит научно-методическим центром. У нее два высших образования: по первому диплому она преподаватель математики, информатики и ИКТ, по второму – психолог.

Свой предмет Наталия любит за стремительное развитие и простор для творчества. Сегодня она делится своими секретами преподавания информатики и размышлениями о проблемах современного образования.

О том, зачем нужна информатика в школе

Предмет «Информатика» органично вошел в современную школьную жизнь. Особенно интересен ученикам раздел «Прикладные программы», где мы изучаем Word, Exсel, Aссеss, Power Point, различные графические и видеоредакторы, а также разнообразные онлайн ресурсы, с помощью которых ребята создают трендовые информационные продукты —canva.com, prezi.com и другие. Современные дети к изучению информатики относятся серьезно, так как осознают, что полученные знания и навыки смогут использовать в дальнейшем.

А вот программирование не всегда вызывает восторг, особенно у гуманитариев. Поэтому в начале изучения этого раздела мы с ребятами смотрим ролик Яндекса с исследованием, из которого следует, что большая часть их программистов вместо профильного образования имеют другое, к примеру, театральное. И тут – распахнутые глаза: "Как режиссер по образованию стал крутым программистом?". И второе, что их поражает – то, что программировать эти ребята начали со школьного возраста. Это понимание разрушает стереотип у гуманитария, что программирование – это сложно, скучно и неинтересно.

Много вопросов у ребят вызывают разделы теоретической информатики. Например, при изучении истории развития вычислительной техники многие скажут: этот материал легко можно найти в Интернете, зачем его изучать в школе?

-2

Но мы не просто пересказываем факты, а отвечаем на вопросы: Почему первый компьютер был придуман не в Советском Союзе, а в Америке? Почему наша машина БЭСМ-6, лучшая во втором поколении, прекратила своё существование, не получила развитие, и мы отстали в этой отрасли от всего мира, и уже не догоним его? Это вопросы, которые заставляют детей думать и на которые они дают очень противоречивые ответы. Я считаю, что задача современного педагога – не просто представить факт ученикам и «заставить» запомнить его – он есть в информационном поле, пожалуйста, пользуйся – а создать такие ситуации, в которых ученик будет размышлять, выстраивать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы.

Важно отметить, что современные дети стали относиться к знаниям более прагматично. Они хотят понимать, зачем им надо знать ту или иную информацию, как им это знание пригодится в будущем. Поэтому каждому современному учителю следует задуматься, как построить обучение, чтобы практическая значимость его предмета для ученика стала понятна и очевидна. Простое заучивание параграфа и правил сегодня неактуально.

О проектах, которые становятся частью школьной жизни

Задача школы – формирование единой картины мира. Но пока все предметы школьной программы разрозненны, поэтому пора переходить к преподаванию интегрированных курсов и заниматься проектной деятельностью прямо на уроках.

Проектная деятельность сегодня – актуальный формат обучения, который даёт возможность развивать навыки, необходимые в жизни и профессиональной карьере каждого человека. Любому учителю, занимающемуся проектной деятельностью, нужно самому чётко понимать, какие темы подходят к этому формату, и как строить проектную деятельность на уроках. Так, в информатике изучение прикладных программ можно проводить не только в индивидуальном, но и в групповом и коллективном форматах. Например, в пятом классе изучаются несколько тем, которые ребятам очень интересны и полезны: графический редактор Pаint, текстовый редактор Word и программа для создания презентации PowerPoint.

-3

Традиционный путь изучения этих программ – дать задание из учебника, которое ребенок выполнит, получит отметку и забудет. Ничего для души не случится, все пройдет мимо. А если изучение этих программ объединить в проект и придумать интересную тему, то это будет увлекательно, понятно и близко каждому ребенку. Так, 6 лет назад мы запустили в пятом классе проект "Книга своими руками", в котором дети придумывают текст, набирают его в Word, делают иллюстрации в Pаint, создают презентацию по собственной книге. Через полгода работы они получают книгу, выполненную абсолютно самостоятельно. Кульминацией работы становится презентация издания перед родителями, учителями и ребятами из других классов, где надо продемонстрировать еще и навыки публичного выступления.

Кроме того, в нашей гимназии очень популярны межпредметные проекты. Например, в этом году шестиклассники делают проект, где умения, полученные на уроках информатики, станут инструментом, а содержание проекта — темы искусства. Мы осуществляем его совместно с преподавателем МХК Еленой Жановной Пономаренко.

Об ученье с развлеченьем

Сейчас педагоги вооружены всевозможными техническими устройствами: интерактивными досками и панелями, 3D-принтерами, голографическими столами, а также приложениями с дополненной реальностью.

Все эти средства способны сделать урок не только увлекательным, но и развлекательным.

В чем кроется опасность развлекательного образования?

У современного ребёнка может сложиться ощущение, что вся жизнь – это развлечение. В его жизни, действительно, огромное число развлекательных ситуаций. И если вдруг развлечения нет и надо трудиться, это воспринимается ребёнком как наказание.

Ещё одно наблюдение. Сейчас информации море, все под рукой. Уже не надо просиживать часами в библиотеке, и вообще прикладывать усилия для поисков. А то, что легко достаётся, не очень ценится. Эта доступность порождает легковесное отношению к информации: она же есть, ею можно воспользоваться в любой момент. Вот подростки и говорят: "Я не буду вникать в информацию, пока меня не заставят обстоятельства».

-4

Я давно перестроила свои занятия так, чтобы мои ученики самостоятельно осваивали материал, который им понятен, и в том объеме, который им доступен. При этом материал я даю проблемного характера, чтобы они выдвигали гипотезы, ставили вопросы. Кроме того, ребята самостоятельно создают информационные продукты и готовят выступления на разные темы. Так, шаг за шагом, формируется навык самостоятельного обучения, который будет необходим ребятам на протяжении всей жизни.

Сегодня должна меняться позиция педагога в учебном процессе. Вместо того, чтобы «разжевывать» информацию, как это было принято в советской школе, учителю нужно направлять усилия ребенка на самостоятельное освоение нового, оказывать ему моральную поддержку и вселять уверенность, что все получится. На этом пути могут и должны возникать вопросы, но на них ученик сначала должен попытаться найти вопрос сам или с товарищами. И только в ситуации тупика в понимании подключается учитель и помогает ученику преодолеть его. Ведь информация становится знанием только тогда, когда ты сам потрудился осмыслить ее и понять.

О престиже учительской профессии

Педагогам быть всегда непросто, а сейчас – особенно. Очень изменился мир и дети, а, значит, учебный процесс и педагог должны быть другими.

Сегодня для того чтобы быть классным педагогом, недостаточно хорошо владеть своим предметом и разными методиками. Дети хотят видеть рядом с собой человека с широким кругозором, который читает современную литературу, смотрит новые фильмы, ходит на выставки. Я не говорю, что педагоги должны полностью погрузиться в то, чем живет молодежь, но мы должны иметь представление об этом. Иначе рискуем превратиться в инопланетян, оторванных от реальной жизни наших учеников. Современные дети хотят видеть молодых педагогов или педагогов молодых душой.

-5

Кроме того, сложностей добавляют родители, которые хотят, чтобы ребенку ставили только хорошие отметки. Причем эта тенденция характерна не только для частных, но и для государственных школ. Педагогу бывает очень сложно объяснить, что отметка лишь отражает ситуацию, насколько ребенок владеет материалом в данный момент. Но это ни в коем случае не оценка его личности или интеллектуального уровня.

Плюс отчетность и проверки, которые отбирают массу времени и сил. Например, на этапе планирования учитель закладывает три урока на определенную тему, а на деле оказалось, что этого недостаточно: ученики болели, была экскурсия, не все поняли и успели и прочее. В результате педагогу приходится проводить дополнительное занятие и идти «наперекор» планированию. Таким образом, родитель или проверяющий, зайдя на сайт, может рассматривать эту ситуацию как нарушение.

Доверие к учителю, который находится в учебном процессе «здесь и сейчас», позволит ему быть более свободным и творческим. Я уверена, что чем больше свободы и возможностей для творчества у педагога, тем выше качество образования. А в этом заинтересованы и родители, и дети, и, конечно, педагоги. Да и вся система образования от этого только выиграет. Ведь у всех нас общая цель – воспитать достойную, сильную личность, умеющую преодолевать трудности на своём пути, в том числе в обучении.