Найти в Дзене

Карнавальные хроники

В джунглях и в поднебесье
Птичий гомон и гвалт!
Жить интересней –
В танце и с песней
Празднуем мы карнавал!

Ну-ка, ярче станцуй нам,
Ну-ка, звонче запой,
Сбрось свою маску,
Поверь в эту сказку,
Тропикам душу открой!*

* здесь и далее использованы цитаты из мультфильма «Рио», 2011.

– Добро пожаловать в рай! Здорово, да?
– Это лучшее место в мире... несмотря на все превышения санитарных норм!

Полина: Что я знала о Бразилии до поездки? Да толком ничего! Много диких обезьян и еще, пожалуй, Карнавал. От иностранцев, свято верующих, что в России по улицам бродят медведи, а жители непрерывно пьют водку, я ушла недалеко.

Надо сказать, что Бразилия почти непрерывно удивляла меня. Она находится на противоположной стороне земного шара, и все у них совсем не так. Ну правда! Казалось бы, карнавал – такое событие! Сотни тысяч туристов! Какую прибыль можно сделать на сувенирах! Не тут-то было – сувенирные лавки закрыты, большинство магазинов тоже. Пункты обмена валюты не работают. У людей праздник! Кар-на-вал!!!

– Надо же... Она танцовщица?
– Нет, это же мой зубной врач! Доктор Барбоса!

Полина: Мы прилетели в Рио в день открытия Карнавала. И уже в первые минуты пребывания в городе стало ясно, что событие это гораздо большее, чем я могла подумать. Ведь происходящее на Самбодроме – лишь официальная версия.

-2
-3

Дмитрий: Да, оказалось, в Бразилии главные карнавальные действия совершаются вовсе не на танцевальных площадках. Карнавал – на каждой улице! Возникает ощущение, что несколько карнавальных дней в городе не работает никто, кроме полицейских, водителей общественного транспорта, официантов и производителей льда. Все гуляют на полную катушку. Феерия начинается в 12 часов дня, заканчивается в 6 утра, несколько часов бразильцы спят, а потом снова выходят колобродить.

-4
-5

Полина: Фотоаппараты мы расчехлили еще в такси, водитель которого совершенно напрасно старался провезти нас как можно ближе к центру города и Самбодрому. Задача это была совершенно не выполнимая из-за огромного количества народа, не разбиравшего, где тротуар, а где уже проезжая часть. Люди наклонялись к нашей машине, что-то кричали, улыбались и позировали перед нашими фотоаппаратами. Очень скоро мы поняли, что пора покидать авто. Под дождем, с чемоданами, мы прорывались к отелю через праздничное шествие, успевая на ходу фотографировать.

-6

Станислав: А потом поехали добывать свои билеты. Билеты на первый «разминочный» день карнавала были относительно недороги, по $60, и мы заказали их заранее через интернет, но забирать их нужно было аж на другом конце города. В очереди мы потеряли часов семь. Следующий день карнавала ценился дороже – по $400-$600 на человека в тех же верхних рядах. Я решил, что настало время экономии и, взяв $400 на всех восьмерых человек, отправился торговаться с барыгами на входе. Как положено, местные перекупщики начали разговор с 600 американских денег на человека, но через час согласились на предложенные 400... за всех. Такая вот экономия – по $50 на человека вместо $600. И весело, и время на ужин нашлось!

… Я не знаю, как я сюда забрался! Но мне здесь нравится!

Полина: Когда мы поднялись-таки на трибуны Самбодрома, карнавальное шествие было уже в разгаре. Самбодром построили в 1984 году, огородив участок проспекта Marquês de Sapucaí специально для карнавального шествия школ самбы. Самбодром – сооружение уникальное, это целая улица 700 метров в длину и 13 в ширину, а вместо тротуаров – трибуны, вмещающие около 70 тысяч человек! Требуется время, чтобы свыкнуться с масштабами.

-7

Одна школа может насчитывать до 4-5 тысяч человек и идти по Самбодрому целый час! На входе нам дали по буклету, рассказывающему о представленных танцевальных школах и о том, что они хотят сказать своим танцем. На мелованной бумаге, с красивыми фотографиями, но совсем не по-русски, так что пришлось обо всем догадываться самостоятельно. А еще в каждый буклет был вложен презерватив. Потрясающая забота о здоровье нации!

Станислав: Ну, такой презент вполне в духе и наших ночных клубов, а вот рекламная раздача товаров для девушек (лицам мужского пола не предлагали) изумила, восхитила и заставила впасть в креативную эйфорию всех участников мероприятия! Невзрачная упаковка этого сугубо женского товара представляла из себя набор в стиле «сделай сам» с нарисованной схемой сборки картонной заготовки по типу оригами. Наловчившись, нужно было собрать эдакий кораблик, принцип использования которого так же был схематично изображен на упаковке. Оказывается, на карнавале, во время которого потребляется невероятное количество пива и прочих напитков, возникает проблема с туалетами. Они на Самбодроме есть, но, как и везде, в женских комнатах образуются очереди, да и гигиеническое состояние общественных мест далеко не идеальное. Поэтому местные гигиенисты-креативщики решили научить женщин использовать обычные мужские писсуары при помощи этих самых одноразовых картонных «лодочек»! Удобно ли такое приспособление в практическом применении мы так и не узнали – все полученные рекламные экземпляры отправились в Россию в качестве мозговзрывательных сувениров.

Полина: Ну, поразили они не всех участников. Я такие штуки уже видела в Амстердамских аптеках. Меня больше позабавило, что здесь они не продаются в укромных ночных клубах, а бесплатно раздаются на стадионе.

– Мне здесь не место! Ведь я вообще не хотел сюда попадать! И... и... и знаете, что? Я ненавижу самбу!
– Эй! Это уже перебор! Путь заберет свои слова назад!
– Да! Это правда! Все ваши песни совершенно одинаковы! Тико-тако-я-я-я! Тико-тако-я-я-я! Бе-е-е... Я тико-тако отсюда...

Полина: Шествие школы возглавляет аллегорическая колесница, на которой красуется прима.

-8
-9

За ней могут следовать еще несколько повозок с простыми сотрудниками школы.

-10
-11

-12

Каждая школа разыгрывает свой сюжет, шьет костюмы, ставит хореографию и строит аллегорическую платформу. Лучшие композиторы пишут им музыку… Хотя мне показалось, что весь карнавал играла одна и та же мелодия, которая преследовала меня еще несколько месяцев после поездки.

Станислав: Если посидеть там хотя бы одну ночь от начала до конца, то можно начать эту самбу тихо ненавидеть… Гимны разных школ действительно отличаются, но больше словами, нежели музыкой. А музыка, между прочим, повсюду, со всех сторон: с платформ слова в микрофоны орут солисты школ, эта же песня исполняется где-то в аппендиксе целым хором, льется из динамиков с другой стороны, то же самое наяривают барабанщики – и это на безумной громкости. Все надо сделать обязательно на максимальной, хрипящей, мощности. И вскоре приехавший из далекой страны с непривычки начинает терять ощущение реальности. Ну а местные, кажется, пребывают в этом состоянии с самого начала, скачут на трибунах, успевая в перерывах между выходами школ открыть еще одну бутылочку пива.

-13
-14

– Линда! Линда, он говорит, что ты должна трясти своей попкой!
– Нет! Мы не трясем попами в Миннесоте!

Дмитрий: Как оказалось, танцуют на самоброме совсем немного – я ожидал более зажигательных вариантов самбы. Скорей всего, причиной тому являются костюмы, в которых не то что танцевать – двигаться сложно.

Полина: Количество страз и перьев на костюмах поражает. Стразы, наверное, делают костюмы очень тяжелыми. А обилие перьев – длинных, коротких, пушистых и не очень – заставляется задуматься о том, скольких птиц пришлось ощипать, чтобы украсить все наряды. Говорят, цена некоторых костюмов достигает десятков тысяч долларов. Потрясающее красочное зрелище!

-15
-16
-17

… Не хорошо, чувак! Страшно, но не хорошо!

Полина: Места для зрителей на Самбодроме делятся на разные категории: от vip-лож до гораздо более бюджетных общих с простыми бетонными ступенями, на которых, пританцовывая, стоит в несколько рядов публика. Кто пришел очень заблаговременно – тот занял лучшие места в первом ряду, где видно почти все шоу. Ну а остальным приходится довольствоваться фрагментами. Поэтому многие зрители приходят на Самбодром за несколько часов до начала Карнавала.

Нам, конечно, хотелось увидеть все, и мы старались просочиться в первый ряд. Сначала мы оказались среди малоприятной компании, которой очень не понравилось, что пришли мы поздно, а видеть будем столько же, сколько они. Танцуя, они старались, как бы случайно, толкнуть нас. Погоревав немного о нескольких испорченных кадрах, мы переместились на несколько метров в сторону и попали в совершенно другую атмосферу. Тут были люди, просто получающие удовольствие от того, что происходит вокруг. Нам всем удалось найти местечко в первом ряду. Но вскоре появилась другая сложность – мокрый и тяжелый фоторюкзак. Однако и эта беда – не беда. Пара преклонного возраста, стоявшая позади нас, жестами объяснила, что присмотрит за нашими вещами. Первое время я смотрела одним глазом в фотоаппарат, а вторым на рюкзак. Но вскоре стало очевидно – это напрасный труд: люди действительно хотели помочь.

… Если нельзя пробиться сквозь парад – мы станем частью парада.

Полина: Трибуна, с которой мы смотрели карнавал, находилась довольно высоко, и наблюдали мы за происходящим внизу очень издалека.

-18

-19
-20
-21

Zoom помогал выхватывать какие-то детали, но все же очень нам хотелось оказаться в центре событий. Кто ищет, тот всегда найдет! Двигаясь мимо бетонной стены Самбодрома в сторону стоянки такси, мы вдруг обнаружили, что эта самая стена не такая уж сплошная. Самбодром – это улица, значит, на ней есть перекрестки, и один из них перед нами. Мы подошли к воротам. Оказалось, этот перекресток используется для того, чтобы участники шествия могли поправить ряды, ставшие за половину пути нестройными, и несколько минут передохнуть. Колонна заворачивает в этот закуток, продолжая петь, танцевать, стучать в барабаны. Тут, на скрытом от большинства зрителей пространстве, между танцующими бегают сотрудники школ (в школьной униформе – видимо, тренеры/преподаватели) – подбадривают танцоров, льют в открытые рты участников шествия воду, приподнимают костюмы-крылья, давая хоть несколько минут отдохнуть от красивой, но тяжелой ноши. Мы подходили все ближе и ближе, и вскоре снова оказались на Карнавале, войдя с черного хода.

-22

… Так, делай, как я! Будь естественной! Кар-кар-кар-кар…

Станислав: Здесь главное, проходя мимо охранника, сделать морду кирпичом. Не получилось – можно попробовать улыбнуться. Если не остановили – ты попадаешь в зону нижнего уровня, наравне с местами, стоимость которых равняется $1000.

Полина: Мы оказались в самой гуще событий примерно в метре от идущих танцоров! Ощущения непередаваемые! Танцорам надоело танцевать перед безликими трибунами, и они с огромным удовольствием красовались перед нашими объективами, посылая воздушные поцелуи и лучезарные улыбки.

-23
-24

…Твои глаза классные не мои! То есть мои тоже ничего. Но твои… Уверен, ты классно ими видишь!

Полина: Именно здесь, на поле Самбодрома, Карнавал разрушил очередной мой стереотип. Я много слышала о бразильском культе тела, о дешевой пластической хирургии и красоте бразильянок, но, стоя напротив артистов, поняла, что далеко не все из них обращаются к должным специалистам. Порой по танцполу шли даже очень упитанные дамы, но, совершенно не комплексуя, они надевали на себя весьма откровенные костюмы и тан-це-вали!

-25

А еще я думала, что Карнавал – дело молодых. Каково же было мое удивление, когда в самой гуще событий я увидела людей преклонного и даже очень преклонного возраста!

-26

Меня они особенно поразили: 700 метров или час непрерывного танца – такое не каждому молодому человеку по плечу!

… Было очень мило, что вы заглянули к нам, почирикали тут, швырнули мою птицу, но теперь вам пора уходить.

Полина: Между представлениями школ есть перерыв минут 5. На это время народ на трибунах присаживается отдохнуть, достает смачный перекус (меня даже пытались угостить фаршированным перцем и маринованными огурцами). Потом небо над Самбодромом раскрашивает фейерверк – это старт нового шоу.

-27

Карнавал начинается в 9 вечера и продолжается до утра. Однако в ту ночь шел нешуточный дождь, и вскоре у троих участников нашей группы от влажности перестали снимать фотоаппараты. Никакие полиэтиленовые пакеты и специальные приспособления, в которые их прятали, не помогли. В общем, пришлось нам отправиться в гостиницу.

-28

Артем: На самом деле, посмотреть карнавал какое-то определенное время – можно и нужно. Но смотреть все… Первое впечатление – шикарно, но одно и тоже в течение 50-ти минут, а потом снова и снова по 50 минут – очень тяжело. На второй день мы пришли, посмотрели пару школ – встали и ушли с трибун.

… Яркие перья – это не самое главное.

Полина: А на третий мы решили посмотреть, как готовится Карнавал. Огромные платформы, направляющиеся к Самбодрому, появляются на улицах Рио ближе к обеду. Вереница тянется на многие километры.

Мы шли мимо бесчисленных гигантских сооружений, и к каждому из них можно было подойти, рассмотреть, сфотографировать. Когда мы смотрели Карнавал с трибун, мне было очень интересно: как солисты в костюмах, украшенных гигантскими перьями, взбираются на вершину колесницы? Оказывается, все просто: моделей водружают туда подъемным краном.

-29

-30

Здесь стало ясно, что от участников школ требуется еще больше сил и мужества, чем мне казалось на Самбодроме: до выхода на сцену еще несколько часов, а девушки, все в перьях, стразах и на высоченных каблуках, уже стоят на своих местах!

Станислав: И никого не интересует, что они там будет делать пять, а то и более часов – загнали – все! Сиди там! В это время народ, оставшийся внизу выпивает-закусывает-фотографируется…

Полина: …и тщательно готовится! Это действительно колоссальное событие в жизни каждого участника. Проработано все до мелочей: напыление блесток на лица, накладные ресницы… Казалось бы: кто видит это с высоченных трибун, когда многотысячная массовка идет по полю Самбодрома?

-31
-32
-33
-34

– Теперь ты мне все рассказал о себе?
– Нет. Я не умею летаю, ковыряю в клюве и иногда писаю в поилку для птиц.

Полина: В последний для нас карнавальный день мы пошли туда, где шоу заканчивается – к выходу из Самбодрома. За солистками в шикарных костюмах прямо к воротам приезжали машины, и они быстро разъезжались по домам. Остальные шли пешком…

Дмитрий: С изможденными лицами и безумными глазами, они плакали, смеялись, жадно пили воду. Почти километр танцоры тащили на себе тяжелые костюмы, пели и ликовали, а после всего – у каждого наступило адреналиновое истощение.

-35
-36
-37

Полина: По дороге люди снимали костюмы. Выходя за ворота, они бросали все это перьевое великолепие прямо в лужи. Туристы копались в этих красочных свалках, разбирая костюмы на сувениры, а то, что оставалось очень быстро оказывалось в кузове мусорной машины, где какие-то специальные прессы-жернова ломали и утрамбовывали остатки сказочных нарядов. Честно говоря, от этого зрелища у меня навернулись слезы. Как в нашей жизни все быстротечно: только что это радовало глаз публики, и вот, спустя несколько минут, красота превратилась в хлам.

-38
-39
-40

Можно по-разному относиться к происходящему за воротами карнавала: для кого-то праздник закончился и, может быть, навсегда. А для кого-то – это лишь короткая передышка, а дальше год подготовки и ожидания нового праздника!

-41

Дмитрий: В большинстве своем, участники карнавала – обычные жители Рио, которые целый год живут ради нескольких выступлений. Заканчивается карнавал, они сжигают старые костюмы и практически сразу же начинают делать новые. Это не просто праздник – это какая-то местная религия, поклонение веселью.

Полина: Эмоции важнее вещей. Кто-то унес с собой незабываемые воспоминания о том, как он шел в красочном шествии по Самбодрому. А кто-то взял домой перышко от костюма участника карнавала, и это тоже как-то сказочно. Я привезла себе букетик из разноцветных перьев – буду потом внукам рассказывать, как была на настоящем Карнавале в Бразилии!

-42

Текст/фото: Полина Бутко, Дмитрий Топчиенко, Артем Крупанов, Станислав Белоглазов

#ФОТОЕД
#ФОТОЕД_Бразилия

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал
PS. В следующей серии расскажем о кладбище разбитых кораблей в Бангладеш.