«О ты Создательница, о ты Творец! Посмотри на нас, внемли нам! Не прогоняй нас прочь, не устраивай нам препятствий, о божество, сущее в небесах и на земле, Сердце небес, Сердце земли! Дай нам наших потомков, наше последование, пока будет двигаться солнце и будет свет. Пусть наступит заря, пусть придет день! Дай нам много хороших дорог, ровных дорог! Пусть у людей будет мир, много мира, и да будут они счастливы! Дай нам хорошую жизнь и полезное существование!*»
*«Пополь-Вух» («Книга Народа»)
Сначала мы увидели мужчину. Он стоял на обочине – в клетчатой ковбойской рубашке, штанах с подтяжками, широкополой шляпе. Высокий и светловолосый. Абсолютный европеец. Мужчина продавал орехи. Мы остановились, чтобы разглядеть его получше, прикупили пару пакетиков арахиса для приличия и поспешили к пирамидам – времени было немного, а посмотреть хотелось как можно больше. Мужчина остался стоять на обочине – как кадр из старого кино, загадочный и чуждый в этой и без того экзотичной стране.
А на следующий день мы выяснили, что таких вот загадочно-киношных европейцев, одетых в костюмы XIX века, здесь множество – целые городочки-поселки, чистенькие и ухоженные! В поисках странных персонажей мы вырулили в один из таких пригородов и тут же увидели идущую по обочине пару – мать и мальчугана-подростка. «Отличный кадр!», – дружно решили мы и вскинули фотоаппараты. Не тут-то было. Дама, прячась в «поля» кокошника, и юноша, зыркнув из-под шляпы и отвернувшись в сторону, дали понять, что фотосессия им не мила.
Новым для нас героям фотолетописи Белиза – меннонитам – запрещено запечатлевать свои лица каким бы то ни было способом. И вообще, фотоаппарат, как и сотовый телефон, телевизор, интернет и даже просто электричество – все это исчадье ада, творения дьявола. И пользоваться всеми, привычными для нас, благами цивилизации – есть грех великий!
В подтверждение этому отрицанию технического прогресса навстречу нам выкатилось облако пыли. Со скипом, грохотом и топотом копыт проявился силуэт повозки, запряженной парой лошадок. В роли фонаря – керосиновая лампа, на пассажирских сидениях – мужчина (тоже в брюках, подтяжках и шляпе) и две девушки (длинные платья, чепчики – все, как и положено у меннонитов).
Завидев нас, повозка остановилась, и глава семейства, как ни странно, на английском языке попытался прочитать нам лекцию о проникновении дьявола во все сферы бытия.
И пока мужчина объяснял причины отречения меннонитов от плодов технического прогресса и способах обнаружения числа 666 на запястьях людей, мы снимали уже даже не «из-под полы» – и меннонита-проповедника, и как бы смущающихся девушек (украдкой поглядывающих на нас и наши камеры).
Несколько удачных кадров, и отец семейства заметил волнения в своем «отряде». Резко взмахнул вожжами, сердито буркнув на задремавших лошадок, и увез изменщиц подальше от греха.
Меннониты – выходцы из Голландии – вынуждены скитаться по всему миру практически со времени своего появления. Не очень-то любили европейские феодалы подданных, отказывающихся платить налоги и служить в армии. Германия, Пруссия, Россия, Канада, США, Мексика и, наконец, Центральная Америка. Белиз. Они заключили пакт с властями, основали несколько поселений и уже не одно поколение вырастили на благодарной индейской земле. Вдали от грехов цивилизации…
Текст: Светлана Ахметшина
Фото: Станислав Белоглазов
#ФОТОЕД
#ФОТОЕД_ЦентральнаяАмерика
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал
PS. В следующей серии расскажем о бразильском карнавале то, что не услышать в телевизионных новостях.