Доброго времени суток, дамы и господа. Сегодня я решил взять такую неоднозначную тему на рассмотрение, и оперируя фактами постараюсь показать вам общую картину происходящего (по крайней мере ту, что вижу я). Ни для кого, я думаю, не секрет, что бумажный книжный рынок, вернее художественный его сегмент в России, за последние годы довольно сильно просел. Если где-то в 2000-2005м тиражи авторов-новичков были минимум в 10 тысяч экземпляров, то сейчас хорошо, если доходит до 2-3х тысяч. Если тогда в издательствах от авторов не было отбоя, то на последнем семинаре ЭКСМОшники прямо заявили, что им некого печатать. Почему так происходит? Давайте разбираться.
Ну а разбираться мы будем через плюсы и минусы бумажного/электроного выпуска книги. Начнем с бумаги.
Из плюсов у нее можно выделить несколько вещей:
- Престиж. Да, до сих пор издание на бумаге среди очень многих считается признаком некоего статуса, и сигнализирует, что автор вполне пригоден к употреблению.
- Эстетика. Очень многие покупают бумажные книги не что-бы читать, а просто, чтоб поставить на полку или подарить. Ну и для автора, подержать в руках плоды своих трудов, несомненно, приятно.
- Продвижение, - ваша книга появится на полках магазинов и потенциальные читатели будут ее постоянно наблюдать.
Но минусов куда больше:
- Выплаты. Автор получает 5-10% с каждой проданной книги, и то это хорошо если. Нередко ему выдают единовременный гонорар в размере 20-30 тысяч и отправляют нафиг.
- Права на книгу. Как правило их забирают на 3-5 лет. Т.е. вы не можете нигде больше размещать изданную книгу. В купе с предыдущим пунктом, согласитесь, это создает существенный аргумент для авторов против бумаги.
- Текст и его качество. Нередко редакторы работают по принципу «и так схавают», а иногда вообще доходят до того, что требуют вырезать из книги важные моменты, что уродует ее изначальную задумку. Я уже не говорю о тотальной цензуре, в виде запрета мата, сцен насилия и прочего, что можно подвести под рамки 18+.
- Цена книги. Этот пункт относится скорее к читателям, но тем не менее – цены их довольно сильно бьют по карману. Новая книга стоит от 350 до 800 рублей, что в наших реалиях очень дорого и проще спиратить.
- Обложки – они выглядят убого, как правило. Художнику нормальному издательство платить не хочет, потому ему проще накидать какую-нибудь белиберду в фотошопе.
Теперь перейдем к электронному рынку. Из плюсов у него можно выделить следующее:
- Огромный процент, отходящий автору с продажи книги. Если он продает ее через свой сайт, то там вообще может доходить до 96%, если сайт, вроде АвторТудея – 70-85%.
- Права на книгу тоже остаются полностью за автором. Он может прекратить выкладку книги на каком-нибудь ресурсе в любой момент, равно как и распространять ее по нескольким сайтам сразу.
- Текст тоже остается полностью на совести автора. Никто не исковеркает вашу оригинальную задумку. Ну и почти полное отсутствие цензуры.
- Обложка книги полностью на вашей совести. Вот, какую захотите, такой она и будет.
- Цена книги. Она, как правило, в разы меньше магазинной, что является несомненным плюсом для читателя. 100 рублей вряд-ли напрягут его кошелек.
- Практичность – подобная книга не занимает места, и не захламляет дом. Да и читать можно с любой точки, где есть интернет, а если разрешено скачивание – так и вовсе в любом месте, просто достав смартфон.
- Возможность получать фидбек и править книгу прямо во время выкладки.
Из минусов:
- Достаточно скептичное отношение к этому рынку некоторых людей, считающих, что в интернет выливают одни помои и вообще «не печатался – не писатель».
- Невозможность подержать свои труды в руках (Ридеро спокойно убирает этот минус).
- Пробиваться придется полностью самостоятельно, конкурируя с десятками тысяч авторов.
Ну и что мы видим в итоге. Электронный рынок предоставляет куда больше возможностей для автора, нежели бумажный, но и требует от него большей самостоятельности и большей ответственности за судьбу своего детища. Очень многие писатели предпочитают именно подобный формат. А для читателя… Да для читателя в наших реалиях электронный рынок просто куда более выгоден, нежели бумажный. И в денежном соображении и в плане удобства. Вот и получается, что кроме сомнительного продвижения и мизерного процента от продаж издательствам больше нечего предложить автору, да и читателю они тоже предлагают фиговую обложку с сомнительным содержанием под ней за непомерно высокую цену. На этом фоне интернет выглядит куда более интересным и перспективным направлением, и пока издательства не поменяют свою политику, ситуация все больше будет разворачиваться именно в сторону сетевой литературы.
А еще больше статей вы можете найти в моем профиле на АвторТудей: https://author.today/u/id192064964