Никель, медь и уголь
Норильск – один из целого ряда российских городов, история которых началась не с крепости или собора, а с открытия ценных месторождений.
В случае с Норильском это было месторождение медно-никелевых руд и каменного угля. Подтверждение этих богатейших залежей полезных ископаемых на западе Таймырского полуострова нашли советские геологи под руководством страстного ученого Николая Урванцева в 1920 году.
Та же самая геологическая экспедиция Урванцева осталась в этих суровых краях, чтобы составить подробную карту месторождений.
Для первой зимовки 1921 года построили недалеко от местной реки бревенчатый дом, который и стал самым первым домом в Норильске. Сегодня его можно увидеть сразу за зданием музея истории Норильского промышленного района.
Название будущего города очевидно пошло как раз от той самой реки Норилки, которая в свою очередь получила свое имя от поморского «норило» — так рыбаки именовали длинный тонкий шест, с помощью которого протягивали тетиву ставных сетей подо льдом от лунки к лунке.
Норильскими стали звать и здешние горы, и месторождения, и, наконец, горно-металлургический комбинат, строительство которого началось у северного подножия горы Шмидта в 1935 году, который считается годом основания города.
Строители из ГУЛАГа
23 июня 1935 года Совет народных комиссаров СССР приказал запустить Норильский никелевый комбинат за четыре года.
«Строительство признать ударным и возложить его на Главное управление лагерями Наркомвнудела, обязав его для этой цели организовать специальный лагерь», - говорилось в постановлении Совнаркома.
К середине 1930-х годов массовый труд заключенных стал одним из важных факторов молодой советской экономики. Так, в 1933 году был сдан в эксплуатацию Беломоро-Балтийскии канал, полностью построенный руками узников.
Опыт признали успешным и решили использовать его для разработки таймырского никелевого месторождения. Тем более что заманить добровольцев в этот суровый край, где морозы достигают шестидесяти градусов, ночь длится несколько месяцев, а для нормальной жизни нет ровным счетом ничего, было значительно труднее.
Так что возводили поселок и комбинат в основном заключенные Норильского исправительно-трудового лагеря, известного в системе лагерей ГУЛАГа как Норильлаг.
Строительство сопровождалось целым рядом трудностей: не было дорог к месторождениям и транспорта, чтобы везти на гору буровые вышки, не было электричества, нормального жилья.
В шахтах люди вручную вывозили породу и уголь, вагонетки везли на лошадях, иногда впрягались сами. В экстренном порядке смонтировали электростанцию, вся энергия которой сразу пошла на производство, в то время как в домах по-прежнему использовали свечи, коптилки, печи-буржуйки.
В 1935 году здесь также появилась мерзлотная станция, где изучали возможности строительства в условиях вечной мерзлоты. От станции в так называемом старом городе пошла первая улица — Горная.
Заключенные сами строили себе бараки и первые дома для вольнонаемных работников. Бараки были дощатые, холодные. Отапливали их печками-буржуйками, сделанными из железных бочек. В бараках было по четыре секции, в каждой из которых размещалось до сорока человек. Вдоль стен секций располагались нары, а посередине стоял стол, за которым люди ели свой скудный паек, который зачастую состоял из хлеба и дрожжей в качестве витаминов.
За едой ходили в барак-кухню, зимой до нее часто добирались по канатам — из-за метелей не видно было, куда идти. Воду топили из снега, спали прямо в одежде. Утром просыпались и отдирали примерзшую к нарам одежду и шапки.
Для заключенных-инженеров, которые были особенно нужны комбинату, бараки строились отдельно, и условия там были чуть лучше: секции были меньше, а обогрев сильнее.
В любом случае, холод, скудное питание, тяжелые условия работы приводили к высокой смертности заключенных. Люди умирали от сердечно-сосудистых заболеваний, воспаления легких, дистрофии, а то и от «случайной» пули надзирателя.
В годы Великой Отечественной войны Норильск поставлял на предприятия страны столь необходимый фронту металл. Однако именно в это время условия содержания заключенных катастрофически ухудшилось. Нормы выработки увеличили, а паек сократили, что вызвало значительное увеличение смертности подневольных работников.
Кстати, среди заключенных Норильлага было немало известных личностей. Например, известный историк Лев Гумилёв, сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, обвиненный в контрреволюционной пропаганде провел в этом лагере пять лет.
Правда, Гумилeв описывал свою работу даже с известной долей оптимизма: «Штольня казалась нам блаженным приютом, ибо в ней была постоянная температура минус 4. По сравнению с сорокаградусными морозами снаружи или мятущейся пургой, сбивающей с ног, в штольне рабочий день проходил безболезненно».
Норильское восстание
Летом 1953 года, уже после смерти Сталина, в лагерях Норильска произошло крупнейшее в истории ГУЛАГа восстание. Оно носило ненасильственный характер, и выглядело скорее как забастовка.
В период апогея число бастующих достигало более 16 тысяч человек. Заключенные требовали сокращения рабочего дня с 10-12 часов до восьми, выплаты заработной платы, пересмотра дел, снятия с окон решеток, а с дверей замков, отмены номеров на одежде, разрешения писать письма родным чаще двух раз в год!
В результате восстания было убито и ранено более 500 человек. Тем не менее, уже через несколько месяцев несколько лагерей закрыли, а условия работы и содержания заключенных значительно смягчились.
План города
Первую улицу с тротуарами и домами для семейных пар начали строить в 1939 году. В 1942 году сдали и первый многоэтажный многоквартирный дом в старом городе. К 1946 году построили четыре клуба и театр, две школы, семь больниц, три столовые, две библиотеки.
Еще в начале пятидесятых было принято решение начать строительство нового Норильска на восточном берегу озера Долгого. Сейчас от старого города не осталось практически ничего, только самый первый никелевый завод.
В Норильск потянулись новые люди: молодые и талантливые энтузиасты, романтики, бойцы студенческих строительных отрядов. Ехали по комсомольским путевкам и просто по зову сердца.
После того как в 1956 году прекратил свое существование мрачный Норильлаг, многие бывшие его узники остались жить здесь и продолжали строить новый город и трудиться на комбинате.
Интересно, что главный архитектор города Витольд Непокоичицкий, который разработал генеральный план молодого города еще в начале сороковых, придал главной его магистрали — нынешнему Ленинскому проспекту - сходство со знаменитым Невским проспектом в Ленинграде.
Сталинские дома с легендарными дворами-колодцами расположили так, чтобы защитить дворы от пурги и метелей.
После победы город начал активно расти. Примечательно, что магазины, кинотеатры, детские сады и рестораны стали встраивать в жилые здания. Дело в том, что в 1950-х годах считалось неприличным тратить бюджет на культуру и развлечения в условиях острой нехватки жилья. Правда, в следующем десятилетии уже было дано разрешение на строительство отдельно стоящих культурно-массовых сооружений.
Тем не менее, городские школы всегда были отдельными зданиями. Строили их быстро, методом народной стройки, с участием комсомольцев и общественных активистов.
Борьба с вечной мерзлотой
Большой проблемой для строительства в Норильске, как и во всех других заполярных краях, была вечная мерзлота. Дело в том, что в теплое время года мерзлота подтаивала, что могло вызвать неустойчивость грунта и разрушение здания.
Сначала начали строить сталинские дома на скальных породах. Затем переключились на метод свайного фундирования, который, правда, требовал усовершенствования.
В 1959 году руководитель мерзлотной лаборатории Михаил Ким, бывший заключенный Норильлага, предложил размещать сваи в скважинах, выдолбленных в вечной мерзлоте, а не оттаивать грунт, как это делалось ранее. За счет такого метода трудоемкость процесса была снижена в десять, а стоимость — в два раза.
Норильск сегодня
Современный Норильск — второй по численности город в Красноярском крае. В нем проживают более 177 тысяч человек.
Восемь месяцев в году здесь держатся отрицательные температуры, опускающиеся зимой подчас ниже 50 градусов по Цельсию. Здесь выпадает столько снега, что на каждого жителя Норильска приходится в среднем по 10 тонн снега в год.
Норильск - сложное муниципальное образование, в состав которого входит несколько городов-районов. Один из них, Талнах, часто называют рудной столицей России: подземные горные рудники там простираются на три тысячи километров.
Норильск — по-прежнему один из крупнейших промышленных центров страны. Здесь вырабатывается значительная часть всего мирового никеля, а также медь, кобальт и другие драгоценные и цветные металлы.
К сожалению, за столь важный статус городу пришлось заплатить большую цену – он уже давно входит в десятку самых экологически загрязненных городов мира.
Здесь же находится и самый северный в мире театр в мире – Заполярный театр драмы, который был создан еще в эпоху Норильлага.
В страшные времена репрессий в лагеря ссылали и лучших актеров и музыкантов. Так, в лагерях Заполярья побывали Георгий Жженов, Ольга Бенуа, Сергей Кайдан-Дешкин - автор пионерского гимна «Взвейтесь кострами синие ночи».
Кстати, в 2015 году в Норильске открылся самый северный в мире аквапарк с головокружительными горками, несколькими бассейнами, сауной, фитнес-клубом и барами. Одновременно это самый крупный спортивный комплекс Заполярья.
В городе популярен лыжный и горнолыжный спорт.
Что почитать:
https://visualhistory.livejournal.com/322471.html
https://norilsk-history.livejournal.com/30473.html
https://severok1979.livejournal.com/
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.