Найти тему
Я так вижу

Египетский мост: история самого красивого моста Санкт-Петербурга.

Река Фонтанка вплоть до начала XIX века имела очень мало переправ, в связи с чем между Калинкиным и Измайловским мостами было решено соорудить еще один мост. Проект был составлен инженером В. А. Христиановичем, и в августе 1825 на берегах Фонтанки начались работы.

Металлические конструкции нового моста цепной конструкции изготавливались на заводе Берда, при этом все детали подвергались предварительным испытаниям. Гранитные устои были размещены на предварительно вбитых деревянных сваях, а на выполнении этих работ было задействовано около 130 каменщиков.

Новый мост получил название «Египетский», так как был оформлен в модном в то время египетском стиле: колонны, порталы и перила были декорированы изображениями из египетской мифологии и иероглифами, а главным украшением стали четыре скульптуры сфинксов, также изготовленные на заводе Берда скульптором Соколовым. Установленные на гранитных постаментах, они имели расположенные над головами фонари и освещали подходы к мосту.

25 августа 1826 года при большом скоплении горожан мост был торжественно открыт. Он сразу понравился жителям и стал одним из самых красивых переправ в Петербурге.

Однако вместе с восторгами со временем появилась и мистическая слава Египетского моста. Местные жители стали называть его "поющим", а все потому, что во время движения по нему его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не пел ли мост сам себе погребальную песню?

20 января 1905 года на Египетском мосту случилась катастрофа. Навстречу друг другу мост пересекали кавалерийский эскадрон и одиннадцать подвод, как мост внезапно обрушился на лёд! Никто из находившихся там людей не погиб, однако от падения умерли три лошади. Спустя год специальная комиссия установила, что причинами обрушения моста, могла быть недостаточная прочность металла на холоде, а также резонанс, возникший из-за совпадения частоты колебаний моста с частотой движущегося эскадрона. И якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Трагедия на Египетском мосту в 1905 г.
Трагедия на Египетском мосту в 1905 г.

В качестве временной переправы восточнее Египетского моста уже 16 апреля 1905 года был построен пятипролетный деревянный мост, просуществовавший вплоть до 1955 года. Начиная с 1907 года архитекторы и проектировщики представляли несколько вариантов восстановления моста на месте Египетского, в 1913 году был даже утвержден проект архитектора Лялевича и инженера Пшеницкого, однако начало Первой мировой войны помешало начать строительство.

Только в 1955 году началось строительство однопролетного моста на месте обрушившегося. Новая переправа располагалась под углом, обеспечивая комфортное передвижение по Лермонтовскому проспекту. Мост имел более скромную отделку, но египетские мотивы были воплощены в оформлении чугунной решетки, а также в установленных на въездах обелисках. И, конечно, неизменными остались оригинальные сфинксы, один из которых пострадал от бомбардировки во время блокады.

Со сфинксами, кстати, связана одна городская легенда. Согласно ей, если девушка потрет лапу одного из сфинксов, то ее ждет удача в любви. Так это или нет, вы можете проверить сами, может быть, именно вам молчаливые хранители моста откроют свои тайны.

Египетский мост. Современный вид.
Египетский мост. Современный вид.