Найти в Дзене
родные корни

Как Олег Настасьич Галицким князем стал, или про матчества на Руси

В русской культуре, наследование происхождения идет по мужской линии, даже сохранились отчества (патронимы), указывающие на отца.

В Европе отчества тоже имеются, но считаются средним именем, а в Исландии, вообще полностью заменяют фамилии.

По материнской линии, родовое наследование не получило широкого распространения, но иногда обстоятельства складываются так, что применяются женские отчества и фамилии, научно подобное явление называется матронимы, а по простому - матчества.

Например, для указания родства, сына Марфы-Посадницы, пламенной оппозиционерки, боровшейся за отделения Новгорода от Москвы, звали Дмитрием Марфиным, а не Исааковичем, по отцу.

Носить материнское отчество довелось и в 11 колене потомку Рюрика, Олегу Настасьичу, сыну Галицкого князя Ярослава Осмомысла.

Прямая родословная Олега Настасьича. Сделала собственноручно в ворде.
Прямая родословная Олега Настасьича. Сделала собственноручно в ворде.

Папенька, Ярослав Владимирович, плохо жил со своей женой Ольгой, дочерью Юрия Долгорукого, зато сильно любил наложницу Настасью, от которой родился Олег.  Именно этого отпрыска, он хотел посадить после себя на Галицкий стол.

Наверное Олегу, было бы приятнее носить отчество отца, но нравы того времени не знали сантиментов, бояре и княжеские родственники не приняли бастарда в свои ряды, презрительно величав по имени матушки.

Олег Настасьич, стал Князем Галицким с помощью поляков поддержавших его в междоусобной войне наследников, но был практически сразу отравлен недовольными боярами.

Судьба женщин из древнего любовного треугольника Ольги и Анастасии, сложилась не менее грустно, княгиня постриглась в монахини, а наложница сожжена на костре. Из этой ветки, у рода Рюрика продолжения не осталось.

Что касается матчеств, то их история на Руси далеко не закончилась.  Правда нашла свое известное продолжение в появившихся повсеместно фамилиях.

Русские боярыни. Коллаж из картин.
Русские боярыни. Коллаж из картин.

Дворянство, передавалось Российской империи исключительно по мужской линии, но иногда наследники угасающих родов, не имеющих мужского продолжения, присоединяли к своим отчим фамилиям, родовитые фамилии матерей и жен.

Так появлялись двойные и даже тройные конструкции: Мусин-Пушкин-Брюс, Воронцов-Дашков, Римский-Корсаков и другие.

В остальных сословиях, неординарные женщины-прародительницы, тоже оставили своим потомкам память о себе через фамилии.

Где-то читала, что Солженицыны – это сыны торговки солодом, а Вдовины – наследники некой вдовы сумевшей не сломаться под гнетом обстоятельств.

Любины, Нелюбины, Любавины, Катины, Софьины,Татьянины и Татьянкины, Анины и Анненковы, могут быть уверены, что какая-то их бабушка носила фамильное имя.  Это же относится к Некрасовым, Голубкиным, Ольгиным, Сонькиным, Варвариным.

Да и вообще, на Руси была масса красивых женских имён и героических судеб, оставивших о себе память через матронимы.