В предыдущих публикациях (см. ссылки ниже) мы рассказывали о наиболее значимых машинах гражданской авиации страны за всю ее историю. Но это все было о самолетах для «простых людей». Сегодня, в заключение этой темы, поговорим о так называемых «первых бортах», предназначенных для перевозок по воздуху первых лиц страны.
Владимир Ильич не на чем не летал. В опломбированном вагоне из Германии в Россию ездил – было дело. А летать – нет. Не на чем было. Да и некуда.
Иосиф Виссарионович Сталин был большим поклонником авиации. Но сам летал только один раз – в Тегеран, на знаменитую встречу с Рузвельтом и Черчиллем. Тогда он прилетел из Баку в столицу Ирана на самолете Си-47ОН, особом варианте американского военно-транспортного самолета Douglas C-47 Skytrain, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу.
До 1958 года все перелеты первых лиц страны осуществлялись военной авиацией. И только в том самом 1958 году был создан специальный отряд гражданских самолетов, ответственный за перевозки по воздуху высшего руководства СССР.
Никита Сергеевич предпочитал летать на Ил-18, о котором мы уже писали. Это был четырехмоторный самолет. Вероятность отказа сразу всех его двигателей была маловероятной. Тем и определялся выбор. Но в 1959 году Хрущев полетел в Нью-Йорк на Ту-114. Дело в том, что Ту-114, спроектированный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95, мог совершить беспосадочный перелет в Америку. Полет прошел успешно. Но в Нью-Йоркском аэропорту произошел конфуз. У американцев не оказалось подходящего для этого самолета трапа. Так что Никите Сергеевичу пришлось спускаться с борта самолета по лестнице пожарной машины. К окончанию визита необходимый трап был построен.
Леонид Ильич летать не любил. Но куда деваться. Для генерального секретаря был построен специальный лайнер Ил-62М (модификация Ил-62, о котором мы тоже рассказывали).
Самый значимый инцидент с «первыми бортами» произошел в 1961 году, когда тот же Леонид Ильич, тогда председатель президиума Верховного совета СССР, летел с визитом в Гвинею. Над Средиземным морем Ил-18 был атакован истребителями французских ВВС. Пилоты нашего самолета отлично справились со всеми проблемами. Леонид Ильич этого не забыл. Впоследствии, командир экипажа Борис Бугаев стал министром гражданской авиации и дважды Героем Социалистического труда.
Михаил Сергеевич Горбачев, будучи генсеком ЦК КПСС и руководителем страны, летал на том же Ил-62М, что и Леонид Ильич.
Начиная с Бориса Николаевича Ельцина, российское руководство пересело на Ил-96М (модификация Ил-96-300ПУ), специально переоборудованный из базовой модели. Он имеет пункты управления. На борту этого лайнера, помимо прочего, имеются три бара, рабочий кабинет и комната отдыха с двумя кроватями.
А вот Дмитрий Анатольевич Медведев, будучи президентом, российские самолеты не любил. Для его нужд были куплены Airbus A319, Dassault Falcon 7x и Agusta Westlland AW139.
Владимир Владимирович Путин чаще всего использует для перелетов ИЛ 96-300ПУ. Этот самолет оснащен надлежащими видами связи, в том числе и спутниковыми. С помощью специального шифрования, президент может связаться с любой точкой на земле и в воздухе, вне зависимости от нахождения самолета. Взломать систему управления самолетом – невозможно. А вообще в распоряжении президента находятся около 9 самолетов и два вертолета, постоянно готовые вылететь в любую точку страны и мира.
Так что за перелеты первых лиц государства беспокоиться не стоит.
Подпишитесь на канал ДЗЕН, чтобы не пропустить продолжение истории гражданской авиации, которая выйдет в ближайшие дни.
Познакомьтесь с предыдущими материалами серии «Достояние гражданской авиации СССР» и по теме:
1. «Илья Муромец» – каким был первый гражданский самолет России
2. «Кукурузник» был пассажирским самолетом? Представьте себе!
3. Ту-104 – первый в мире реактивный пассажирский лайнер
4. Ил-18 –первый советский пассажирский самолет, широко продававшийся за рубежом
5. «Самолет-рекорд». Чем удивлял мир Ту-114
6. Ил-62 – советский самолет, от которого у американцев открывались рты
7. Як-40 – рабочая лошадка советского неба
8. Ту-144 – первый сверхзвуковой пассажирский лайнер
9. Ту-154 – самый массовый реактивный пассажирский самолет СССР
10. Ил-86 – первый в СССР серийный широкофюзеляжный пассажирский самолет
11. Superjet-100 – первый пассажирский самолет России