Найти тему

Госпожу Масленицу ждем!

Конец зимы, и как ты, небо, ни хмурься, а весной пахнет: «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года». Вот в ознаменование победы сил света, тепла над силами холода и устраивались всенародные масленичные гуляния. Целую неделю веселилась на радостях сельская и посадская Русь.

К сожалению, многие наши коренные традиции исчезли безвозвратно, а иные существуют поныне и сохраняют свою привлекательность. Эта живая старина хотя и не дает полной картины быта наших предков, но все же представляет большой интерес для нас, взрослых и детей. Загляните в этот мир безудержной фантазии, узнайте о былом житье-бытье, перенеситесь мыслью и взором к своим родичам-предкам, широко отмечающим приход и проводы Масленицы.

Масленая неделя начинается

Каждый из семи дней имел свое название и свои традиции, на то она и широкая Масленица. Особое название каждого дня соотносится с тем развлечением, которое намечается и широко практикуется в это время.

Понедельник - «встреча». В селение ввозили украшенное бубенцами, колокольчиками, цветными лоскутками чудо-дерево. Но чаще вместо дерева использовали чучело, рядом с которым прикрепляли сосновую или еловую ветку с разноцветными лентами и платками. Чучело со смехом и прибаутками водили по всей деревне, что называлось «встречать Масленицу».

Вторник - «заигрыши». С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горках, поесть блинов. Здесь женихи высматривали невест, а невесты поглядывали украдкой на суженых. В этот день начинались игрища. И пошла потеха! Толпы ряженных скоморохов веселили народ кто как мог, кто во что горазд. За потеху их угощали брагой, пивом и, конечно, блинами.

Среда - «лакомка». Молодые супруги ехали к тестю «с позывом» на праздник. После обильных угощений они возвращались домой уже вместе с тестем и тещей. Сюда же приходили свекор и свекровь. Начиналось общесемейное пиршество. Обилие блюд считалось лучшим доказательством гостеприимства, многочисленные лакомства поднимали настроение сватов.

Четверг - «разгуляй». Вершина праздника отмечалась по-разному. Где-то именно в этот день проходили баталии по взятию снежных городков, где-то составляли потешный «поезд» из конных и пеших, который с шутками-прибаутками двигался по многолюдным улицам.

Пятница - «тещины вечерки». Об обязательном угощении тещей молодого зятя сложено немало веселых песен, придумано много пословиц и поговорок. Теща приглашала зятя на масленичные блины, а для забавы дорогого и любимого гостя созывала всех своих родных.

Суббота - «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала к себе своих родственников. Как и в пятницу, в этот день было обыкновение навещать родных, находить веселье в кругу близких людей.

Воскресенье - «проводы», «Прощеный день». Проводы Масленицы сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу, Масленицу, торжественно сжигали, разбрасывая пепел по озимым посевам, чтобы придать силу будущему урожаю. Кукле приписывалось влияние на плодовитость скота и человеческую рождаемость. Масленицу рассматривали и как олицетворение зимы, а ее уничтожение означало уход зимы, устранение всего нежелательного человеку.

Последний день связан с культом почитания предков. Существовал обычай прощаться, то есть просить прощения за прогрешения перед своими близкими. Это правило действовало как по отношению к живым, так и мертвым: ходили на кладбище, служили панихиду, поклонялись праху родных

Обычай празднования Масленицы ведет свое начало с древнейших времен, с греческих и римских вакханалий и сатурналий, видоизменившихся с течением времени в Западной Европе в карнавал.

Предки наши, славяне-язычники, справляли в это время праздник встречи весны или проводы зимы, праздник солнца. Многочисленные названия Масленицы и описания празднования ее на Руси встречаются в письменных источниках, начиная с 16 века. Однако можно предположить, что время введения Масленицы совпало с принятием христианства, хотя церковь и не предписывала верующим чревоугодие и разгул.

Татьяна Порецких