Найти тему
Классическая музыка

Метаморфозы немецкого народа в музыке Штрауса

К Рихарду Штраусу вы можете относиться по-разному. Скорее всего вы его не любите, а может и вовсе ничего кроме вступления к симфонической поэме «Так говорил Заратустра» не слышали. Но вот послушать и прочувствовать его главную исповедь – Метаморфозы – надо!

«Возможно, Рихард Штраус прожил 85 лет только для того, чтобы создать это великое сочинение» ©

С. Дали
С. Дали

В первую очередь, это музыкальная рефлексия на последние годы Второй мировой войны, на увиденную разруху Германии и на утрату великой немецкой культуры. Оттого мелодия траурная, являющаяся по сути панихидой по падшей Родине. «Я в отчаянном настроении! Разрушен дом Гёте, это величайшая святыня мира! Мой прекрасный Дрезден – Веймар – Мюнхен, все пошло прахом!» – писал Штраус своему другу Й. Грегору. С другой стороны, учитывая возраст композитора, произведение можно считать и личной исповедью. Штраус, считая себя частью культуры немецкого народа, завещал ей свою душу, с которой он прощается здесь также, как с утраченной в войне цивилизацией.

Обратите еще внимание на то, как темы из симфонии «Юпитер» Моцарта и вагнеровской оперы «Тристан и Изольда» звучат здесь у Штрауса. Словно отголоски в памяти. Это скорбь о забытых культурных традициях? Или же наоборот проявление света, которое так необходимо Германии в последние годы войны, дабы вырваться из дьявольского одурманивания пропаганды тех времен?

С другой стороны, Метаморфозы – это печальное размышление о природе человека и его трансформации. О том, как носители культурного кода Баха, Гете, Бетховена, Шиллера и др., опустились до первобытного, скотского состояния. И фраза In Memoriam (В память), сопровождающая цитату траурного марша Третьей симфонии Бетховена, скорее всего призывает помнить о том, что Человек – венец божьего творения. Впрочем, такова мысль и самого Бетховена, который в первую очередь возносил человека.

Послушать произведение можно в нашем телеграм-каналеhttps://teleg.run/classmus