Найти в Дзене
Украинский русский

Жизнь и смерть авианосцев

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» построен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе в 1987 году. Это один из шести кораблей такого типа.

Что стало с остальными? Три из них, как авианосцы, уже мертвы.

Авианосцы «Киев» и «Минск» служат в Китае экспонатами тематических парков.
«Новороссийск» был продан в Южную Корею и там разобран.
Авианосец «Баку» («Адмирал Горшков») реконструирован и продан. Сейчас он в составе военно-морских сил Индии.

«Варяг» в 1998 году продан в Китай, как в то время писали СМИ, под развлекательный комплекс. Но в 2012 году он достроен по изначальному проекту. Под именем «Ляонин» стал первым авианосцем в составе военно-морских сил Китая.

Судьбе «Варяга» посвятил замечательное, но малоизвестное и почти не публиковавшееся стихотворение-реквием Андрей Вознесенский.

Годы муки, работы годы, слезы, смешанные с трудом Николаевского завода продают на металлолом.
Корабел — человек железный. Неоплаченная сползла по небритой щеке, как лезвие, металлическая слеза.
Корабел — не сентиментален, просто хватит стакан, скорбя. Но найдет металлоискатель в сердце унцию корабля.
Знаю, Родине нужны средства. Но ни златом, ни серебром не оплатишь кусочки сердца, превращенного в металлолом!
Я хочу, чтобы нас простила сдуру проданная в бардак николаевская Россия и святитель ее «Варяг».
Чья вина? Я тру переносицу. Снится мне: самолеты в ряд, взмыв с китайского авианосца, К Николаеву полетят.
На Лимане луна, как клавиши. А сама кругла, как печать. Всем прощаете, николаевичи, только рано еще прощать.

Судьбу «Адмирала Кузнецова» предсказал директор Черноморского судостроительного завода Юрий Макаров, ненадолго переживший закат эры авианосцев, в своей книге «Авианосец» еще в 1997 году:

«Еще служит в России заказ 105 (авианосец «Адмирал Кузнецов»), но это не имеет никакого значения, есть ли он или нет. Никто не будет его совершенствовать, никто не будет создавать авиацию для одного корабля, думаю, что и серьезно ремонтировать его никто не станет. Даже поддерживать пилотов палубной авиации в летной готовности на одном корабле невозможно, поэтому корабль умрет».