Говорят, последними его словами были: «Господи, как больно…».
В 1965 году режиссёр Алексей Александрович Салтыков предложил Евгению Урбанскому главную роль в фильме «Директор», по сценарию Юрия Нагибина, об истории создания первого советского автомобиля; о судьбе директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель и легендарный директор Московского автозавода (ЗИЛ) И.А. Лихачев. Съёмки должны были проходить в Москве и в пустыне Каракумы под Бухарой, где проходил один из участков исторического автомобильного пробега 1933 года.
Известно, что все рискованные трюки во время съёмок фильма Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублёр – спортсмен Юрий Каменцев.
5 ноября 1965 года снимали сложную трюковую сцену – прыжок на автомобиле с бархана. Согласно сценарию, машина Зворыкина должна была промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить её. Наиболее сложный кадр в этой сцене – тот самый прыжок машины с одного из барханов. Опасного в этом ничего не было и всё-таки второй режиссёр Николай Москаленко предложил, чтобы в этом эпизоде за рулём сидел каскадёр. Но Евгений Урбанский подошел к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план. И посему он решил остаться в автомобиле при исполнении трюка, а за рулём был каскадёр-автоспортсмен Юрий Марков. Спорить с ним никто не стал.
Первый дубль не устроил руководство – прыжок не очень смотрелся, надо, чтобы машина подпрыгнула выше. А во втором машина (это был открытый «Роллс-ройс») легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе, в полёте «клюнула» носом и вдруг накренившись, уткнулась передними колесами в песок и перевернулась через капот, накрыв людей...
Машина никак не могла перевернуться!... Потом проверяли: такой исход был вероятен в одном из тысячи случаев. Надо было, чтобы определенным образом совпали скорость движения, сила ветра, угол наклона горки, угол поворота, вес машины – и всё это 5 ноября 1965 года вдруг совпало. И машина перевернулась. Урбанский сидел рядом с водителем. Водитель успел сгруппироваться и спрятаться под руль (по другой версии – выпрыгнуть), а Урбанский... Если бы он нагнул голову – остался жив. В медицинском заключении было написано, что ему перебило шейные позвонки.
Евгению Урбанскому было всего 33 года.
Так ты упал в пустыне, Женька,
как победитель, а не жертва.
И так же вдаль-наискосок
тянулись руки к совершенству -
к недостижимому блаженству,
хватая пальцами песок...
1965
Евгений Евтушенко
Урбанский Евгений Яковлевич. Биографии. ЖЗЛ.
Не забудьте про лайк и подписку на канал «История, которую мы забываем». Спасибо!