В начале ноября в музыкальной жизни Уфы произошло важное событие — впервые на сцене столичной филармонии состоялся концерт I талантливого пианиста, лауреата международных фестивалей и конкурсов Андрея Коробейникова.
В свои 28 лет музыкант уже выступил более чем в 40 странах и во многих российских городах. Его концертная программа «Жизнь как колокольный звон: Сергей Рахманинов и Эдгар По», где музыка и поэзия стали единым
, целым, привлекла внимание любителей фортепианного искусства.
МУЗЫКАНТ И ЮРИСТ
Свою первую победу мальчик из Долгопрудного одержал в семь лет на Третьем международном конкурсе юных музыкантов имени П. Чайковского. А к двадцати годам Андрей Коробейников уже стал обладателем более 20 премий различных конкурсов, в числе которых — Первая премия на III международном конкурсе имени А. Скрябина в Москве (2004) и очень дорогая награда — Вторая премия на рахманиновском конкурсе в Лос-Анджелесе (2005).
В одиннадцатилетнем возрасте Андрей окончил экстерном Московскую центральную музыкальную школу, в двенадцать лет поступил в Европейский университет права и, завершив учебу, остался там работать преподавателем. Позже он умудрялся совмещать это занятие с гастролями и одновременно изучать юридическое право в аспирантуре МГУ. Но дописать диссертацию так и не удалось ввиду концертной занятости. Зато девятнадцатилетний пианист успел окончить Московскую консерваторию и пройти стажировку в Королевском колледже музыки в Лондоне.
Выступление музыканта в Уфе с композицией из произведений Рахманинова стало роскошным подарком для многочисленных интеллектуалов, собравшихся в тот вечер в Органном зале филармонии.
ЗВОНЯТ НА РОДИНЕ КОЛОКОЛА
Идея этой композиции была подсказана рахманиновскими «Колоколами», литературной основой которых стала одноименная поэма американского писателя-роман-тика Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Существует формальное соответствие между стихами и симфонией, отражающими четыре времени человеческой жизни. Это юность, светлая и неудержимая в своем стремлении, это мечты о счастье, это беды и ужасы, ожидающие человека, и неизбежный конец земной жизни.
В своем сочинении композитор во всю ширь раскрыл родную и близкую его душе стихию «колокольности» в ее звонах — серебряном, золотом, медном и железном. Еще в молодые годы Рахманинов постоянно слышал эти звоны в Москве, Киеве, Новгороде и, оказавшись в Америке, часто вспоминал, как звучали на Родине колокола. Они провожали каждого русского человека в его пути от колыбели до могилы. Колокольный звон с самыми разными тембрами вплетался в партитуры Рахманинова, в его фортепианные сочинения. Озвученные «одухотворенным оркестром» Андрея Коробейникова, они оставляют потрясающие впечатления.
Поэтической иллюстрацией к музыке звучит поэма Эдгара По. На английском языке ее читает Андрей, на русском — выпускница школы-студии Московского художественного академического театра Алия Хисамутдинова. Сценический альянс двух актеров вызвал полный восторг, и зритель задарил их своими овациями.
...Воспоминания о детстве навевают серебряные колокольчики.
Слышишь, сани мчатся в ряд,
Колокольчики звенят,
Серебристым легким звоном Слух наш сладостно томят,
Этим пеньем и гуденьем О забвеньи говорят.
Пальцы пианиста коснулись клавиатуры, и «Стейнвей» заговорил музыкальным языком Рахманинова. В хрустальном перезвоне колокольчиков послышался знакомый мотив Прелюдии соль-диез минор. Казалось, с морозных, одетых инеем улиц эта мелодия влетела в ярко освещенный зал и понесла нас на крыльях в неоглядную снежную даль.
С первых же звуков слушатель узнал знаменитую до-диез минорную Прелюдию. Ставшая «визитной карточкой» мистера Рахманинова, она неизменно звучала во всех его гастрольных концертах.
Ольга КУРГАНСКАЯ
Написанное более 120 лет назад, это сочинение и по сей день пользуется исключительной популярностью.
...Из волны певучих звуков брызги светлые летят, на грядущее роняя нежный взгляд.
Слышишь, к свадьбе звон святой,
Золотой!
Сколько нежного блаженства В этой песне молодой!
Теперь в своих иллюстрациях созерцательного характера пианист отдает предпочтение Музыкальным моментам, где с небывалой душевной щедростью раскрыт мир пейзажной лирики. В этих «фортепианных акварелях» мы наслаждаемся плавностью тающих мелодий и красотой мягких гармоний.
Совсем неожиданно после этой ночи золотого звона и тихих лучистых звезд человеческого счастья ворвался медный набат. Диких звуков несогласность Возвещает нам опасность,—
Слух наш чутко ловит волны В перемене звуковой,
Вновь спадает, вновь рыдает Медно-стонущий прибой!
И вот уже в музыке «Этюда-картины» мечутся призрачные тени под звучание жуткого, фантастического марша, пока не раздался удар железного колокола — равнодушный, пустой, холодный, «похоронный тяжкий звон».
Гулкий колокол рыдает,
Стонет в воздухе немом И протяжно возвещает О покое гробовом.
Наступило время большого фортепианного соло — Вариаций на тему Корелли. Основой для вариаций послужила мелодия старинного народного танца фолия (в переводе с португальского «страсть», «безрассудство»), за двести тридцать лет до Рахманинова прозвучавшая у Корелли в цикле его скрипичных вариаций.
Легкий вздох — и поплыла медленная, си-минорная Прелюдия с красочными тембрами колоколов и колокольчиков. Полная глубокой печали Элегия завершает концертную программу.
Дружественная критика в один голос характеризовала музыку Рахманинова как «беспредельную и бесконечную элегию без просвета». Соглашаясь с ними, он говорил: «Светлые тона мне плохо даются!»
И все-таки, несмотря на их минорную окраску, теплые, нежные, неповторимые рах-маниновские интонации заливают весь черный мир волнами яркого света. И сумрачные образы отступают в тень.
«ЭТО СЛИШКОМ КРАСИВО, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРАВДОЙ!»
Пианист буквально завораживает аудиторию мощью своего темперамента, с неукротимой и властной решительностью подчиняя слушателя собственной исполнительской воле. Такому артисту трудно противостоять, даже если его трактовка не совпадает со сложившимися представлениями.
Мы слышим блестящее исполнение драматически взволнованного Рахманинова, его вулканические взрывы кульминаций. Видим, с какой страстью пианист отдается музыке, как дрожат его губы, как вдохновенно и неистово мечутся пальцы по клавиатуре, воскрешая беспокойный дух композитора. Выступление Андрея Коробейникова — это не только новое слово в эстетике пианизма, но и шанс зрителям, даже далеким от классики, услышать живое исполнение, которого не встретишь ни у кого другого.
Критики в своей оценке могут ошибаться, публика — никогда. Уфимские знатоки и любители музыки отметили в игре солиста недосягаемую духовную высоту, увидев в нем одаренного, нестандартно мыслящего музыканта, способного превратить классические концерты в бурю чувств и эмоций.
Наше состояние, которое можно назвать культурным шоком, вдруг вызвало в памяти французскую пословицу как кульминационную точку ярких впечатлений: «Это слишком красиво, чтобы быть правдой!»