Найти в Дзене

Исповедь композитора

Литературная запись Виктории СИМОНОВОЙ Отрывки из книги (Уфа, 2014, изд-во «Инеш») ГЛАВА 15. «БЕЛЫЕ МГНОВЕНЬЯ» В конце 80-х — начале 90-х годов почувствовались ветры перемен. Это не прошло мимо и нашего Союза композиторов. До этого времени руководителем союза был Роберт Газизов. Первым предвестником перемен стала статья в газете о Риме Хаса-нове. Это совершенно гениальный композитор. Рейтинг его произведений, закупаемых Союзом композиторов, был самый высокий, и причем заслуженно. И вдруг мы читаем статью о том, что Рим Махмудович пришел в министерство культуры и положил на стол все свои награды и грамоты и сказал: «Мне все это не нужно!» Позже я пытался представить себе это событие. Я сначала испугался — это был из ряда вон выходящий поступок. Трудно было тогда объяснить и представить себе подобное поведение, мотив и причины такого решения. Думаю, это было не самое правильное действие, как бы ни сложилась его дальнейшая жизнь. Но тогда на нас это произвело сильное впеча
Оглавление

Литературная запись Виктории СИМОНОВОЙ

Отрывки из книги (Уфа, 2014, изд-во «Инеш»)

ГЛАВА 15.

«БЕЛЫЕ МГНОВЕНЬЯ»

В конце 80-х — начале 90-х годов почувствовались ветры перемен. Это не прошло мимо и нашего Союза композиторов. До этого времени руководителем союза был Роберт Газизов. Первым предвестником перемен стала статья в газете о Риме Хаса-нове. Это совершенно гениальный композитор. Рейтинг его произведений, закупаемых Союзом композиторов, был самый высокий, и причем заслуженно. И вдруг мы читаем статью о том, что Рим Махмудович пришел в министерство культуры и положил на стол все свои награды и грамоты и сказал: «Мне все это не нужно!»

Позже я пытался представить себе это событие. Я сначала испугался — это был из ряда вон выходящий поступок. Трудно было тогда объяснить и представить себе подобное поведение, мотив и причины такого решения. Думаю, это было не самое правильное действие, как бы ни сложилась его дальнейшая жизнь. Но тогда на нас это произвело сильное впечатление.

Второй предвестник — это рокировка внутри Союза композиторов. После большого «вливания» в ряды СК молодых авторов произошло сближение Роберта Газизова и Рустэма Сабитова. Для меня это было не важно — я и так находился «на коне» и со стороны наблюдал за «дворцовыми интригами». А потом произошла удивительная вещь — видимо, не сошлись они по каким-то принципиальным вопросам, и возникла тема смены руководства. Я был молод и горяч, а Роберт Хакимович был человек неординарный и вспыльчивый. Он мог в пылу эмоций что-то наговорить, но через минуту все забывал и обиду не держал. У него, как у любого руководителя, были свои «любимчики» и те, кого он за композитора не считал. Порой разговоры в союзе велись, как в младшей группе детского сада. У нас с ним было несколько стычек, в среде творческих людей это нормально.

Но почему-то меня подхватило волной, и я поддержал оппозицию. Я сейчас об этом очень сожалею, и не потому, что меня не устроил следующий председатель СК Рустэм Сабитов, а потому, что мы выразили недоверие такому деятельному человеку, как Роберт Хакимович. У него масса достоинств. Он был очень дисциплинирован, всегда был на работе, умело решал вопросы административного характера, умел общаться с министрами и высшим руководством. Благодаря этим его качествам годы его руководства насыщены огромным количеством мероприятий, способствовавших качественному росту СК. Фестивали, концерты — без нас не обходилось ни одно значимое событие в республике и на уровне России.

Переизбрание Газизова шло через долгие собрания, борьбу. Он был и остается очень именитым композитором — его песни звучат, его Концерт для гобоя с оркестром был написан для оркестра Силантьева и с успехом исполнен. У него очень хорошая музыка к спектаклям, которая созвучна театральному действию. Мы же, башкирский Союз композиторов, обошлись с ним неделикатно. Его сопротивление было отчаянным, а мы с молодым напором хотели перемен.

Приход Сабитова совпал с политическими изменениями в стране. Республика Башкортостан приобрела суверенитет.

Началась политика национального подъема, и на этом фоне произошло много хороших дел. Наша культура обратила внимание на пройденный этап, на народное искусство, пение, в частности. Мы на новом витке спирали попробовали связать наши народные традиции с профессиональным искусством. И благодаря тому, что правительство на уровне национальной программы стало уделять вопросам башкирской культуры особое внимание, в нашем искусстве начался новый подъем — и симфонической, и балетной, и оперной музыки.

Здесь обозначилась смена композиторских школ. Первые симфонии Рафаэля Касимова, работа в балетном театре Рустэма Сабитова, балеты «Ходжа Насреддин» и «Аркаим» Лейлы Исмагиловой, появилась моя опера «В ночь лунного затмения». В эти же годы появились произведения Андрея Березовского, замечательная музыка к спектаклям и песни Нура Даутова. Это было прорывом нашего поколения.

Наши цели читались ясно — мы хотели внятно вывести культуру Республики Башкортостан на уровень России. Мы хотели обозначиться в российском социуме как деятельная и интересная национальная единица. В общем, мы продолжали дело, начатое нашими предшественниками, композиторами старшего поколения. Музыкант-философ Рафаэль Касимов писал симфонии, как и Рауф Муртазин, Рустэм Сабитов продолжил балетную традицию своего знаменитого отца, Наримана Сабитова. Я, хоть и не был учеником Загира Исмагилова, взялся за оперу. Мне эти поиски понятны и нравятся, хотя особенности мироощущения отражаются в творчестве у всех по-разному.

Мне в тот период перемен было некогда об этих вопросах задумываться. Я стал членом правления Союза композиторов, правда, я потом надоел Сабитову своими вопросами, и он меня вывел из состава. У нас были разногласия, но я, к его чести, хочу сказать, что это очень интеллигентный и порядочный человек. Это тот случай, когда воспитание родителей и сам уклад его жизни, равно как и его творчество — лучшее свидетельство тому, что он является представителем культуры. Есть черта, которую человек ясно должен чувствовать. Переступишь — перейдешь в другое качество. Рустэма Наримановича я наблюдал в разные периоды его жизни и видел в разных ситуациях, он всегда вел себя достойно. Как бы нас ни противопоставляли, мы люди одной закваски, Земцовской, люди одного полета, и в последние несколько лет мы все больше чувствуем близость. Среди композиторов дружба редкое явление, но я считаю своими друзьями Айрата Кубагушева и Рустэма Сабитова. Я им доверяю и знаю, что могу на них положиться и рассчитывать в трудную минуту.

Что касается этого периода, то несколько человек уехали из страны — Газизов в Америку, Наташа Победина в Испанию, Хасанов тоже уезжал, но потом вернулся — в Башкирии его любят. И хотя он по жизни непрактичный человек, он гениален, и что бы он ни делал, я всегда к нему буду относиться с позиции уважения.

Но зато ряды СК пополнились музыковедами Лилией Латыповой и Галией Ахмадеевой, композитором Валерием Ско-белкиным. Что касается меня, то деятельность СК на меня мало влияла. У меня не было амбиций, чтобы кем-то руководить. Мне просто было не до того. Я чувствовал себя востребованным композитором, и мне этого было достаточно.

ГЛАВА 16.

ТВОРЧЕСТВО И КОММЕРЦИЯ.

ДЕНЬ И «НОЧЬ»

Я столкнулся на новом этапе моей жизни с Радиком Гареевым. Его творчество было в самом расцвете, в зените славы. В оперном театре его имя собирало полные залы. В какой-то момент мы встретились в филармонии. Там в тот вечер звучали мои песни, и я слушал концерт. И тут прибегает Радик и так взволнованно говорит: «Меня ставят директором оперного театра!» И тут же: «А ты что делаешь? Когда напишешь большую оперу?»

Он начал свою деятельность увлеченно. Тут же привез новых молодых музыкантов — Володю Белова, Хамита Ижбол-дина, приезжал Володя Храмов, вытащил из Перми нашего Валерия Платонова и пригласил в качестве главного дирижера. В это время пришел в театр и режиссер Рустем Галеев. Вызвал он и меня. «Вот тебе контракт. Пиши оперу».

Радик не был бы Радиком, если бы он не обеспечил все условия. Я даже небольшую зарплату получал в театре. И начались поиски национального сюжета для будущей оперы. Мы начали регулярно встречаться с Рустемом Галеевым. Я первый раз писал по договору. И весь театр ждал начала работы над оперой. Это было ново, здорово, прекрасно!

Пока шла работа над оперой, я не ощущал себя одиноким ни минуты. Мне было просто некогда. Личная жизнь отошла на второй план. Деньги были, и я мог чувствовать себя хорошо. Я одевался хорошо, в доме хозяйством занимались помощники, у меня была машина с шофером. И наступила новая эра в моей жизни.

Одно плохо — несмотря на все удачи и треволнения, я по-прежнему выход искал в бутылке. У меня был период, когда я совсем не пил один год, с 1995 по 1996-й, но это было временно. Потихоньку я начинал все-таки понимать, что это становится проблемой, и ее надо как-то решать. Я даже в эфире как-то ляпнул, что я алкоголик. Когда наступало просветление, я думал, как мне из этого выбираться?

Но как бы я ни запивал, о работе не забывал, потому что мне это было действительно интересно. Я попытался организовать детский ансамбль, который специализировался на национальном репертуаре в первую очередь. И я видел в перспективе детский хор при ГТРК «Башкортостан». С этими мыслями я начал собирать студию, и это проложило мне дорогу на радио и телевидение. Проблемы появились позже.

В то время, когда председателем Союза композиторов стал Рустэм Сабитов, председателем Музфонда был Рашид Зиганов. Они оказали мне большую поддержку — отправили в Правительство письмо обо мне и о том, что мне нужна помощь в создании произведений. И у меня появился новый, оплачиваемый государством человек — «секретарь незрячего композитора». Это был человек, который записывал за мной ноты, и я стал прокладывать себе дорогу к профессиональному подходу — опыту нотной записи.

«Ночь лунного затмения» — это этапное сочинение, и это целый период в моем становлении как композитора и личности. Во время «Ночи» я приобрел друзей, прежде всего режиссера Рустема Галеева. С тех пор мы идем вместе, несмотря на разницу в мироощущении.

Я нашел прекрасного друга — Валерия Платонова. Он удивительной чуткости и доброты человек. Но познакомились мы с ним не сразу. Я был в «тусовке» Камалова, когда тот организовал Национальный симфонический оркестр. Но когда начал работать над «Ночью», мы с Платоновым стали неразлучны. Как много он мне подсказал! Как много для меня сделал! Помощь его неоценима и совершенно бескорыстна. Он работал со мной вместе «не за страх, а за совесть», бесконечно редактируя и поправляя ноты.

Салават НИЗАМЕТДИНОВ

Он даже подсказывал моим секретарям графические моменты, что стало бесценным опытом и очень помогло в работе над следующей оперой «Мементо». Он потратил на меня бездну времени, но благодаря ему я многое узнал — оперную терминологию, оперные приемы, а сколько я почерпнул от него о хоровой партитуре! Человек удивительный по отношению к людям, человек большой души и сердца. Его жена, музыковед Светлана Платонова, тоже очень близкий мне человек. Пожалуй, из музыковедов у меня ни с кем не было такого контакта и взаимопонимания, как с ней.

Сейчас дирижер Платонов работает в Перми, мы по возможности общаемся. Правда, когда он бывает в Уфе, я боюсь его побеспокоить лишний раз — все-таки он приезжает к семье, да и отдыхает от своей бурной творческой деятельности в Пермском театре, где работает днем и ночью, осуществляет массу проектов и идей. Я мечтаю о том, чтобы он вернулся в Уфу.

Коллектив оперного театра я узнал очень близко, особенно подружился с певцами. Ныне покойный Райнат Башаров — удивительно теплый и мягкий человек, свободный от зависти и закулисных интриг. Я очень любил его, и мы всегда говорили друг другу много теплых слов. Думаю, я в ближайшее время напишу хор и посвящу ему.

Я очень нежно отношусь и люблю Инну Романову, Олесю Хуснутдинову, Наташу Маслову. Познакомился с замечательными Таней Каминской и Сергеем Власовым. Такие отношения складываются, когда ты много времени проводишь в театре и начинаешь узнавать его изнутри, из-за кулис, через гримерки и курилки.

Что касается «Ночи», я ее написал достаточно быстро. Почему-то сейчас ее считают лучшей оперой, хотя для меня она проба пера.

И вот в апреле 1996 года состоялась премьера. Это было что-то! Восторги, поздравления, эйфория! Я даже не сразу осознал, что произошло. Тогда Мустафа Са-фич сказал нам с Рустемом Галеевым: «У вас финал мощнее, чем у меня».

Эта постановка, действительно, стала серьезной удачей всего коллектива оперного театра. В 1997 году «Ночь» повезли на Декаду башкирской музыки в Москву, где она была поставлена на сцене театра Колобова «Новая опера». Там же в фойе звучала моя музыка, и я ощущал себя именинником. Опера «В ночь лунного затмения» получила очень высокую оценку на пресс-конференции, где ее обсуждали ведущие столичные музыковеды и критики. В их числе находился и Юрий Корев, которому я задал вопрос без обиняков:

— Скажите неофициально, как вам опера?

— Конечно, на российском уровне! Вы — молодец, — ответил он.

Кто-то сказал, что это событие в России в жанре оперы за последние 15 лет. Это было удовлетворением всех моих амбиций.

Параллельно Рустэм Сабитов привез в Москву концерт нашего Союза композиторов. Но там прошло все не так удачно, поскольку у Рустэма Наримановича еще не было опыта организации подобных мероприятий. Все-таки Москва требует особого подхода, и все продумывать нужно заранее.

Мы же с Рустемом Галеевым, сбросив с плеч невероятную тяжесть, и на радостях, что все прошло замечательно, решили отметить нашу победу. Спасибо Рустэму Сабитову, который вовремя нас остановил и не дал нам разгуляться и все испортить.

Мы вернулись в Уфу и поехали праздновать к Платоновым на дачу. И вот именно там, в совершенно расслабляющей обстановке возникла новая идея — приближается конец тысячелетия, и надо бы театру это событие как-то особенно отметить. И мы решили начать работу над новой оперой.

В тот день мы и концепцию придумали — выхватить узнаваемые личности из прошедших двух тысячелетий и подвести итог тому пути, что прошло человечество, и посмотреть на наше время в перспективе. И при этом провести общую линию — сколько бы ни было у человечества уроков, из века в век повторяется одно и то же.

Премьера оперы «В ночь лунного затмения» состоялась в 1996 году. В то время Радик Гареев уже не был директором, а работал в театре как солист. У меня есть запись, на которой он говорит на банкете. А 29 октября Радик ушел. Ушел неожиданно для всех, оглушив нас этой потерей. Как это получилось?

Еще в начале 1996 года на Рождественском балу, который проходил в оперном театре, один из его друзей, Виталий Абцеш-ко , человек преуспевающий и помогающий многим музыкантам, в том числе и мне, заметил, что Радик Арсланович был не в форме. И с этого вечера у Радика начались запои. А может, что-то было и до того. На него начались гонения, искали повод для его отставки. И таким поводом был сам Радик. Он был эмоциональным и не всегда мог просчитать свои слова и поступки. Он думал, что ему все позволено. А общаться с властью — это тоже искусство.

Если взять примеры из истории, то Георг Фридрих Гендель, например, «знал кухню» и преуспевал. Он владел искусством менеджмента, как сейчас это называют. А его великий современник Иоганн Себастьян Бах работал в храме Святого Фомы,

и его произведения звучали только в этом храме. Это отдельное искусство — быть придворным композитором. Оба были счастливы по-своему, оба гении, но у каждого сложилась своя судьба. Возможно, иногда они думали друг о друге: «Вот бы мне так!»

У Радика эмоции, наверное, иногда возобладали над разумом. Он был гордым человеком и знал себе цену. Но мы не могли ему помешать что-либо сказать или сделать. Мы создали группу поддержки его как директора театра, были на всех пресс-конференциях. Но в конечном итоге, когда ему предъявили какие-то претензии, он не выдержал и сгоряча наговорил всякого. Дело осложнилось.

Министром культуры был Халяф Ишмуратов. Он присутствовал на той пресс-конференции, где Радик наговорил лишнего. Халяф Халфетдинович, как человек умный и доброжелательный, сказал прямо:

— До этого момента была возможность оставить Радика на посту директора, но после огласки в прессе уже нет.

И Радика освободили от занимаемого поста. Но он остался артистом. Пел, как всегда.

Мы с ним были очень хорошо знакомы, но вместе выпивали крайне редко. Он не поощрял мои пьянки. А сам, оказывается, пил. С апреля по октябрь я его толком и не видел. А 29 октября его не стало. Это было ужасно. Это была трагедия. Тяжело было всем — и кто его знал, и кто не знал совсем. Переживали это горе все одинаково. Ни у кого не было сомнения в том, что Радик — это личность, что он поднял башкирскую эстраду на уровень Союза.

Он был тем лидером, который способствовал возрождению оперного театра в Уфе. Это тот, по чьей инициативе была написана опера, которую можно ставить на любой сцене России и даже мира. Все его поступки — прав он или не прав — исходили от талантливого человека и великого певца. Это был Радик Гареев. Он никогда не играл Радика Гареева. Он был Радиком Гареевым.

Для меня его уход — невосполнимая утрата, которая потом аукнулась.

Партитура «Ночи» была посвящена Радику. Мы на следующий день после его смерти, 30 октября, сыграли эту оперу и 31 октября проводили его.

То, что он меня направил по правильному пути и постоянно мне помогал, я буду помнить всегда. Его голос звучит в моей голове, когда я слышу что-либо из его репертуара. И на вечерах его памяти всегда участвую