Диагностика неосознаваемых психологических и физиологических особенностей восприятия основных геометрических форм и их интерпретация в конструктивных рисунках изображения человека.
Ещё одно название теста «ТигР» -- тест идеографический.
Пояснения отдельных терминов:
Психография это термин был применен английским литературоведом Дж.Сэнтсбери (1845-1933) к методологии работ французского критика, представителя биографического метода Ш.О.Сент-Бёва (1804-69), обращавшегося к «душе писателя», отраженной в письмах, дневниках и литературных произведениях. В США сторонниками психографии выступили писатель Г.Бредфорд (1863-1932) и его ученик американский литературовед Э.Ч.Вагенкнехт — автор монографий об американских писателях (от В.Ирвинга, Э.А.По и Г.У.Лонгфелло до Марка Твена, У.Д.Холуэллса и Г.Джеймса) и англичанах (Дж.Чосер, У.Шекспир, Дж.Милтон, Ч.Диккенс, Б.Шоу), в которых творчество писателей рассматривалось под углом зрения их личных пристрастий и склонностей. Первостепенное значение в этом документально-мемуарном методе приобретают свидетельства родственников и друзей писателя, иногда анекдотического характера (в монографии Вагенкнехта о Н.Готорне (1961) специально рассматривается его отношение к кошкам и собакам и как те, в свою очередь, относились к нему). Слово психография произошло от греческого psyche — душа и grapho, что в переводе означает — пишу.
Источник: https://www.litdic.ru/psixografiya/ .
ПСИХОГРАФИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ)
психологическое описание, характеристика личности, имеющие своей задачей представить развитие, индивидуальные особенности и своеобразие психического склада конкретного человека.
Психография
Автомати́ческое письмо́ — процесс письма, который предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего. Википедия
Психография - (автоматическое письмо) , способность некоторых людей, писать, рисовать, независимо от своего сознания. Короче, глаза не видят, что делают руки.
В нашем случае – процесс рисования, который предположительно является результатом бессознательной деятельности выбора геометрических форм рисующим.
ТигР - тест идеографический. Идиографический подход — поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей.
Идиографический подход отличается от номотетического по трем основаниям — по пониманию объекта измерения, по направленности измерения и по характеру применяемых методов измерения.
Личность, согласно идиографическому подходу, есть система, изучение личности осуществляется через распознавание ее индивидуальных особенностей, для этого применяются проективные методики и идиографические техники.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?
Конструктивный рисунок это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаете «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.
Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть геометрические тела? Это треугольник, круг, квадрат, куб, шар, цилиндр, конус, призма. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.
ИСТОКИ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ.
Автор методики, когда-то хорошо владевший радиотелеграфией, решил однажды выяснить, что существовало до введения радиотелеграфии, которая в виде азбуки Морзе является своего рода языком.
Морзе Самюэл Финли Бриз (1791-1872) - американский художник и изобретатель. В 1837 г. изобрел электро-механический телеграфный аппарат. В 1838 г. разработал телеграфный код (азбука Морзе) - неравномерный код, в котором каждая буква или знак представлены комбинацией коротких (точки) и длинных (тире) электрических сигналов.
На флоте до введения радиотелеграфии существовал следующий язык, в котором имелись три элементарные формы: О ∆ □ (круг, треугольный вымпел и четырехугольный флаг). Значимыми были их различные сочетания, например:
круг, треугольник - Вы подвергаетесь опасности.
круг, квадрат - Огонь или течь. Необходима немедленная помощь.
круг, квадрат, треугольник - Да.
круг, треугольник, треугольник - Нет.
Когда один корабль проходит мимо другого, удобно, в условиях разыгравшейся бури, воспользоваться для передачи нужной информации тремя формами языка II (язык I, например, светофор, является лишь фрагментом языка, используемого при регулировании уличного движения), а не кричать понапрасну в рупор и не создавать громоздкие сооружения из букв обычного языка.
Язык III - наш повседневный.
Язык II есть совокупность языковых смысловых единиц и совокупность языковых смысло-различительных единиц.
Язык остается языком независимо от того, является ли языковые единицы звуками, зрительными образами, прикосновениями или даже запахами. Поэтому в языке II нет правил, по которым он бы регулировался. (Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М., Политиздат, 1968).
Семиотика, изучающая знаки и языки, тесно связана с психологией, кибернетикой, математической логикой и современной лингвистикой.
Таким образом семиотика - наука о знаках - греч. semion - знак, признак.
Начало семиотике положил Чарльз Моррис американский философ (род. в 1901г.) В своих работах "Основы теории знаков" - 1938г., "Знаки, язык и поведение" - 1946г. - Нью-Йорк, он опирался на работу американского философа Ч. Пирса (1839 - 1914). Сама мысль о необходимости выделения семиотики в качестве особой теории знаков была высказана впервые Д. Локком в "Опыте о человеческом разуме" (1690). Однако оформление семиотика получила все же в трудах Ч. Морриса.
Такая информация в октябре 1985 года заинтересовала автора, и он начали листать "Советский энциклопедический словарь", М., 1981, издательство "Советская энциклопедия". На странице 481 он наткнулись на "Идеографическое письмо", где было приведенное на рисунке 1 изображение Человека.
Это изображение состояло из 7 треугольников и 3 квадратов. Изображение круга отсутствовало.
Идеограмма (от греч. idea - идея, образ и ...грамма), письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме, например, в древне-египетской, китайской иероглифике.
Рис. 1
На приведенном рисунке древне-шумерская идеограмма.
Шумер, древняя страна в Южном Двуречье (Юг современного Ирака). Около 3000 лет до н.э. на территории Шумер начали складываться классовое общество и города-государства шумеров.
Шумерский язык известен по клинописным текстам с 29 - 28 вв. по 3 -1 вв. до н.э. Генетические связи не установлены.
Теперь проинтерпретируем древнее изображение шумерского человека, который нарисовал этот рисунок:
- сильный тип нервной системы относительно возбуждения;
- трудоспособность ограничена;
- у него существовали конфликты как с женщиной так и с мужчиной;
- амбициозен, раним, жалость к себе;
- эмоционально незрел, вспыльчив в ближайшем окружении (в семье);
- психосоматический тип реакции на стресс: возможны истероидные реакции;
- фиксация внимания на соматических жалобах, а не на конфликте;
- истероидные черты характера. Демонстративность, уход в болезнь;
- вытеснение тревоги, биологический способ защиты;
- хорошее вживание в различные социальные роли;
- успешно сдерживал импульсивность и враждебность по отношению к окружающим, однако в социальном поведении и в общении проявлялись нарушения и если этот человек был в браке, то испытывал большие трудности;
- дисфоричность, повышенное чувство усталости, беспечность;
- преодолеваемое отчуждение в среде;
- реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении;
- импульсивность;
- психопатическое отклоняющееся поведение: слабость контроля над влечениями, смелость;
- демонстрировал высокий уровень побуждения в достижении своих целей с пренебрежением к общепринятым нормам поведения. Отсутствовала щепетильности в вопросах морали, стремился к доминированию, черты эмоциональной незрелости (волнения, вспышки гнева, раздражительность);
- такой рисунок позволяет прогнозировать социальное психопатическое поведение, отсутствие удовлетворенностью жизнью, принадлежность к определенной группе, ощущение собственной неприспособленности, переживанием несправедливости и непонимания со стороны окружающих;
- мы также отмечаем, что такие рисунки выражают плохую социальную приспособляемость, отсутствие жизненного опыта, недовольство семьей, ощущения, что тебя мучают, скуку и отчуждения от группы, неучастие в делах. Он также отличался внутренней дисгармоничностью и пренебрежением к нормам общественной морали, с выраженной конфликтностью, неумением использовать переживаемый опыт;
- рисующий в первом рисунке квадратную, а тем более треугольную голову обычно расценивается как психопат, склонный к асоциальным поступкам. Но при благоприятных условиях, может не обнаруживать психопатических черт и асоциальности в течение длительных промежутков времени;
- пренебрежительно относился к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившемся правилам поведения и обычаям. В зависимости от уровня активности это пренебрежение проявлялась в гневных и агрессивных реакциях или выражалось более или менее пассивно;
- протест против принятых норм мог ограничиваться семьей и ближайшим внесемейным окружением, но мог приобретать и генерализованный характер;
- неспособность организовать поведение в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями делали его поведение плохо предсказуемым. С этим же обстоятельством, по-видимому, было связано его неумение планировать будущие поступки и пренебрегать последствиями своих действий. (С уровнем интеллекта не связано. Интеллект может быть достаточно высоким). Он мог оправдывать свое игнорирование условностей на основе того, что он “выше” очевидных условностей, что отражает большое самомнение в таких как он;
- недостаточная способность извлекать пользу из опыта приводил этого человека к повторным конфликтам с окружающими;
- тревога и страх перед наказанием отсутствовали. Ситуационные затруднения, которые не повлекли за собой тяжелых последствий, также не вызывали тревоги и депрессии. Реальное наказание, если оно достаточно значимо (в частности, лишение свободы), могло обуславливать депрессивные или агрессивные реакции, провоцируемые не ситуацией в целом, а самим фактом наказания;
- в межличностных отношениях (даже интимных) отличался поверхностными и нестойкими контактами. Чувство глубокой привязанности возникало редко;
- мог быть приятным в кратковременном общении, но при длительном знакомстве обычно обнаруживалось его ненадежность и склонность к злобно-тоскливому настроению с крайней раздражительностью и склонностью к агрессии;
- в патологических случаях асоциальные тенденции могли проявляться в беспричинной агрессивности, лживости, сексуальной несдержанности, реализации асоциальных влечений;
- лица с выраженным асоциальным поведением, совершая асоциальные поступки, зачастую мало заботились о получении существенных выгод и не принимали во внимание возможность разоблачения и опасных для них последствий таких поступков;
- испытывал затруднения в общении, был замкнут, необщителен, стремился к деятельности не связанной с общением;
- был интровертирован, неразговорчив, стремился скрыть от окружающих своеобразие своего характера, необычность суждений, неловкость и застенчивость;
- внешне мог казаться иногда достаточно общительным, но это ему давалось ценой значительного напряжения, о котором знал лишь он сам.
В то время (1985г.), когда у автора возникла мысль о создании проективной методики, он проживал в авиационном военном гарнизоне в Кубинке Московской области, где существовала эскадрилья показа, демонстрировавшая полеты с фигурами высшего пилотажа на современных истребителях. Конечно, летчики отбирались в эту эскадрилью на основании успешного пилотирования и выполнения полетных задания. Нужно подчеркнуть, что отбор был достаточно строгим и как показали исследования, абсолютно успешным.
Когда автор набрал, необходимую на его взгляд статистику, наиболее успешные летчики попали по изображениям нарисованной фигуры и по выборам геометрических форм в один кластер, с которого все и началось. Но об этом несколько позже, когда будет анализироваться и обсуждаться создание субъективно-семантического пространства. или АРИО "Алгоритма распознавания идеографических образов".
Мы можем утверждать, что методика ТИГР развилась тоже из метода диагностирования истерического, а также неврастенического и психастенического неврозов, и следовательно, предрасположенности людей к ним.
Известно, что тип невроза одновременно есть и ярко выраженный тип личности (А.Б. Личко, В.Н. Мясищев и др.). Мы полностью с этим согласны, но только называем это СТИЛЕМ ЧЕЛОВЕКА.
Перефразируя Гёте (Фауст) можно написать:
Пусть этот круг
И образ нам покажут
О необъятном том,
Пред чем СЛОВА – ничто.
Если сформулировать, что такое СЛОВО в графическом виде, то это будет звучать так: СЛОВО – ЭТО СОЧЕТАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ (БУКВ), в результате которого образуются понятия, смысл чего-либо.
Треугольник, круг и квадрат тоже графические символы, которыми оперирует бессознательное. В результате их сочетания тоже ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ И СМЫСЛ. Следовательно, сочетания простых геометрических форм, которыми мы оперируем, есть также и азбука БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
Начало рисования.
Мало кто знает, что наши глаза ничего не видят. Они играют роль механизма принятия и передачи световых сигналов ограниченного диапазона электромагнитных волн, моделирующие изображение в мозге. В затылочной части головного мозга, в зрительных буграх имеются два вида зрительных клеток; одни создают изображение за счет видимого света, другие, наоборот, при видимом свете не работают, а создают изображение при закрытых глазах, создавая во сне сновидения.
Известно, что у некоторых животных, ведущих ночной образ жизни, именно второй вид зрительных клеток более развит. Мозг излучает определенный сигнал и принимает его отражение. Так видят летучие мыши, дельфины. Этот способ видения более совершенен по своей природе и имеет огромную перспективу для человека.
Действия или слова испытуемого
Действия или слова экспериментатора
Категорически отказывается от рисования.
Не настаивать, прекратить испытания. Такие случаи попадаются 1х500 человек и указывают на низкую самооценку, большие проблемы, внутренние противоречия, сложность характера и ненадежность, испытывает опасение перед раскрытием своих собственных проблем, мыслей и желаний, не желает разрешать свои проблемы.
Текст на карточке читает вслух.
Чувствует себя неуверенно, старается подбодрить себя проговариванием.
Не перебивать, пусть читает.
Произносит: "Я не умею рисовать" или "Я плохо рисую"
Это также указывает на пониженную самооценку, существующие внутренние противоречия.
Реплика экспериментатора: "А здесь и не нужно уметь рисовать. Это ведь символическое изображение человека. А изображают его даже дети, начиная с 6 лет. И успешно с этим справляются. И вы справитесь, не сомневайтесь.»
Начинает рисовать не геометрическими формами, а палочкам.
Состояние напряжения. Прервать, объяснить, что в наборе элементов нет таких линий, а необходимо составлять из приведенных образцов, как в мозаике.
Изображение человека испытуемый рисует только из трех элементов - вертикально.
Легкая форма депрессии.
Объяснить устно задание еще раз.
Переворачивает или крутит лист, на котором собирается рисовать.
Неуверенность.
Не мешать. Пусть рисует, как хочет, но для себя это отметить.
Рисунок кажется экспериментатору каким-то нелепым.
Каким бы нелепым не казался рисунок, дождаться окончания рисования всех шести изображений.
Не может начать рисовать. Думает, примеряет, что-то чертит по воздуху.
Нерешительность, сомнения, неуверенность. "Пока не начнете двигать ручкой по листу бумаги, ничего не получится. Только движения по листу. Представить то, что никогда не видел - невозможно".
Рисуя, что-нибудь приговаривает.
Похваливать, вселять уверенность.
На рисунке обводит одну из частей, например, голову.
Проблемы с памятью или с мышлением. Устанавливается дополнительно. Обводятся другие части фигуры: проблема соответствует обозначению этой части.
"Метания" в поисках "пристроить" 10-ю часть в рисунке.
Эта 10-я часть является одной из проблем, смотря, что и как будет рисоваться.
Поторопить: "Не думайте, быстро что-то дорисуйте".
При подсчете геометрических форм испытуемый обнаружил, что не хватает (есть только 9 элементов или меньше) или один или несколько элементов лишних. Частей в произвольном 4-м рисунке должно быть только четное число.
Предлагается исправить "ошибку", но для себя отметить, что именно не хватило или что было зачеркнуто.
В одном или нескольких рисунках нет одной из геометрических форм, т.е. рисунок состоит из 10 элементов, но нет, например, квадрата.
Дать дорисовать все 6 рисунков, а затем исправить на одну из отсутствующих форм, например, квадрат по выбору рисующего так, чтобы исправление было видно. Записать, что на что было исправлено.
Нарисован очень мелкий рисунок.
Иметь увеличительное стекло. Переспросить каждый сомнительный мелкий элемент: что это и какой формы. Словами написать: "рот - треугольный".
Нарисован очень крупный рисунок так, что некоторые детали выходят за край листа.
Переспросить каждый сомнительный элемент: что это и какой формы. Словами написать: "нога - треугольная".
Некоторые части тела имеют отличия друг от друга. Например: одна рука короче, другая длиннее, один глаз круглый, другой треугольный и т.п.
Ничего не исправлять и не привлекать внимания испытуемого этими различиями.
Рисунок нарисован в различной позе: сидит, лежит, бежит, руки вверх, стоит на голове и т.п.
Ничего не исправлять и не привлекать внимания испытуемого этими позами.
По окончанию рисования высказывает свое отношение к рисунку: "Он мне не нравится"
Невысокая самооценка.
Успокоить, что рисунок как у многих, обычный.
После или во время рисования, испытуемый смеется.
Избежал опасности и справился с заданием.
Существуют внутренние проблемы у личности.
Инструкция к проведению теста для самотестирования
ВНИМАНИЕ!
Прежде, чем Вы приступите к чтению данного Руководства, предлагается выполнить несложную процедуру самотестирования с помощью ТИГР. Это даст Вам возможность сопоставить представление о себе с описанными ниже данными и познакомиться с их интерпретацией.
Возьмите стандартный лист бумаги, согните его пополам, затем ещё раз пополам. Пронумеруйте условные странички. Всего будет 8 страниц, из которых 7 и 8 странички пока будут пустые. Изображений же будет шесть.
Рисовать можно специально подобранной ручкой, которая бы хорошо писала (лучше гелиевой).
Тексты с инструкциями должны быть на пронумерованных с обратной стороны, удобных для вас, карточках.
Условия:
отдельное помещение без посторонних;
- если присутствуют двое испытуемых за одним столом необходимо поставить какую-либо перегородку между ними, например, сумка, портфель, стопка книг и т.п. для того, чтобы они не могли видеть то, что рисует другой;
- если присутствует много людей в зале, то они должны находиться как можно дальше друг от друга (интимпроекция);
- если работа проходит с одним человеком, то лучше сначала садиться рядом слева или напротив, чтобы видеть процедуру рисования.
Предъявление карточек:
· по одной;
· если чувствуете неуверенность рисующего скажите, что вы здесь, рядом;
· после прочтения про себя рисующим первой карточки, спросить - не встречался ли он с этим раньше. Если встречался - расспросить кто, когда, при каких обстоятельствах предъявлял подобное. Это необходимо для того, чтобы точно знать, что рисующий никогда с этой процедурой не встречался и первый рисунок будет отражать стилевую особенность личности;
· стараться быть очень внимательным по отношению к рисующему, так как исправления и рывки не приведут к чистоте эксперимента и не допускаются.
Многолетняя практика предъявления показывает, что наиболее понятный текст может быть следующего содержания:
№ 1
(квадрат) ∆(треугольник) O(круг)
Набор элементов
Используя ровно 10 разных элементов составьте одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.
№ 2
O(круг) ¨(квадрат) ∆(треугольник)
Набор элементов
Используя ровно 10 разных элементов, составьте еще одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.
№ 3
О(круг) ¨(квадрат) ∆(треугольник)
Набор элементов
Используя ровно 10 разных элементов, составьте еще одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.
№ 4
□Квадрат) О(круг) ∆(треугольник)
Набор элементов
Используя теперь ровно 12 элементов составьте еще одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.
№ 5
□Квадрат) О(круг) ∆(треугольник)
Набор элементов
Используя те же самые элементы в количестве, которые вы определите сами, составьте еще одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.
№ 6
O(круг) ∆(треугольник) □(квадрат)
Набор элементов
Используя ровно 10 разных элементов, составьте теперь изображение только головы с лицом. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.
Теперь, когда Вы нарисовали 6 рисунков, сохраните их и будете обращаться к ним по мере изучения материала методики. Примерно, как в психоанализе: прежде чем начать изучать теорию психоанализа, изучающий сам проходит сессию психоанализа у ПСИХОАНАЛИТИКА, чтобы через себя понять принцип психоанализа.
ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ РИСОВАНИЯ
На 7-ой странице рекомендуется написать самому испытуемому:
· свою фамилию, имя и отчество полностью;
· число, месяц и год своего рождения;
· сегодняшнее число, месяц и год;
· свою подпись, как обычно расписывается (подпись свидетельствует в т.ч. о добровольности процедуры тестирования);
· провести 2 выбора по тесту Люшера (8 цветов), если исследователь этим тестом владеет.
Так как добровольность процедуры тестирования базируется на Законе, то возникает необходимость при рисовании на бумаге испытуемому писать своей рукой свою фамилию, имя и отчество, число, месяц и год рождения, дату тестирования и подпись, что будет свидетельствовать также о добровольности процедуры.
Что означает треугольник?
∆ – Уровень возбуждения (информация напряжения – проблемная область).
Определяется в каждом рисунке
Центральная нервная система - часть нервной системы, представленная головным и спинным мозгом. Центральная нервная система регулирует процессы, протекающие в организме, и служит центром управления всех систем. В основе механизмов деятельности ЦНС лежит взаимодействие возбуждения и торможения.
Наша проективная методика отличается от других проективных методик тем, что наряду с практическим применением возникают предпосылки исследования и подтверждения теории российских и зарубежных психологов и физиологов.
Поэтому мы не можем обойтись без теоретических предпосылок.
1. ВОЗБУЖДЕНИЕ:
Сила нервной системы по отношению к возбуждению. Основной, определяющий признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяемое возбуждение.
... это свойство можно определить ещё как выносливость НС к длительному (или часто повторяемому) действию возбуждения.
... с этим основным показателем силы НС по отношению к возбуждению коррелирует следующая группа показателей:
1. Сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей.
2. Некоторые особенности концентрации (или, наоборот, иррадиации) процесса возбуждения.
3. Характер проявления закона силы.
4. Величина абсолютных порогов зрения и слуха: чем больше сила нервной системы, тем больше пороги, или, иначе говоря, тем меньше чувствительность нервной системы.
Слабая нервная система - это НС высокой чувствительности.
Весьма важно для нормального состояния всего организма соотношение важнейших процессов головного мозга, образующих основу нервной деятельности - процессов ВОЗБУЖДЕНИЯ и ТОРМОЖЕНИЯ.
Как доказал И.П.Павлов и его ученики, нарушения силы этих процессов, их уравновешенности и подвижности служит причиной различий в характере человека, в ответах его организма на поступающие раздражения, является основой для развития болезненных состояний в нервной системе.
Возбуждение означает переход нервных клеток коры головного мозга от состояния покоя к состоянию активности.
И.П. Павлов показал, что главнейшие неврозы связаны с нарушением силы и подвижности основных нервных процессов - ВОЗБУЖДЕНИЯ и ТОРМОЖЕНИЯ, с одной стороны, и с нарушением равновесия между 1 и 2 сигнальными системами, с другой.
Как указал Павлов, преобладание 1 сигнальной системы благоприятствует развитию истерии, преобладание 2 - психастении, у лиц с уравновешенными 1 и 2 сигнальными системами наблюдается преимущественно неврастения.
Сила нервной системы по отношению к возбуждению означает способность нервных клеток долго выдерживать возбуждение. Причем, чем сильнее раздражитель, сигнал, тем сильнее и ответная реакция на него. Выраженность силы нервной системы по отношению к возбудительному процессу можно оценить по восьмибальной шкале:
= 1 - малая,
= 2-3 - средне-малая,
= 4 - средняя,
= 5-6 - средне-большая,
= 7-8 - большая сила.
Сила нервной системы по отношению к возбуждению также означает:
· способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);
· умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели;
· повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;
· стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых незнакомых ситуациях;
· способность быстро оправиться и мобилизовать себя в случае неудачи.
Если состояние активности связано с возбуждением коры головного мозга, то пассивность всегда связана с более или менее глубоким и разлитым по коре торможением. (Платонов К.К. Психология религии).
У лиц с сильной НС продолжительность и объем работы, частота движений больше, если они выполняют физическую работу на фоне эмоций радости. У них эмоции направлены вовне, от себя. “Сильным” свойственна экстравертированность и стремление к успеху.
Основанием для отнесения к "слабому" типу являются противоположные качества. У лиц с чувствительной (слабой НС), мощность работы возрастает при эмоциях страдания. Их эмоции направлены вовнутрь, на себя. Им свойственна интровертированность, субъективация, стремление избежать неудачу.
В основе психической деятельности лежат не только электрические явления, но химические передатчики нервных импульсов - нейромедиаторы.
2. ТОРМОЖЕНИЕ:
Вторым свойством нервной системы следует, по-видимому, считать силу ее по отношению к торможению.
Основной признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать длительное или часто повторяемое действие тормозного раздражителя (удлинение или многократное повторение через короткие интервалы дифференцированного раздражителя).
Изучение силы нервной системы по отношению к торможению только начинается.
ТОРМОЖЕНИЕ - противоположный возбуждению процесс, проявляется в ослаблении или прекращении деятельности нервных клеток, а в более широком смысле, в подавлении активности различных систем организма.
Силу нервной системы по отношению к торможению можно понимать как способность нервных клеток долго находиться в состоянии торможения, не реагируя на поступающий извне сигнал.
Это не утомление нервных клеток после их деятельности, а активный процесс, обусловленный действием специальных тормозных механизмов, который помогает восстановлению их жизнедеятельности и упорядочению работы головного мозга.
Сильное торможение способствует скорейшему восстановлению психической энергии во время отдыха человека.
Показатели к сильному типу нервной системы со стороны торможения:
· высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле;
· сдержанность в общении, поступках и разговоре, умение хранить интересные новости;
· неторопливость в принятии решений, движениях, речи, скупая пантомимика, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых;
· быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с с тонкими различиями и волевой задержкой.
Если состояние активности связано с возбуждением коры головного мозга, то пассивность всегда связана с более или менее глубоким и разлитым по коре торможением. (Платонов К.К. Психология религии).
Основанием для отнесения к "слабому" типу являются противоположные показатели.
3. Энергетическая информация…
Уровень энергетической информации в рисунке является, на наш взгляд, наименее интерпретируемым в методике. Однако нам известно, что люди обладающие способностью концентрировать свою энергию выбирают в порядке потребности большее количество овалов, окружностей в рисунках, чем треугольников и квадратов. Так например, гипнотизер Качалин И.С. конструировал изображение человека из 8 окружностей и его выбор в 1-м рисунке составлял 181(1 треугольник, 8 окружностей и 1 квадрат). Он получал всегда огромное удовольствие от своих выступлений на сцене почти всегда при полном зале. "Я не могу не выступать, хотя понимаю, что это не всегда полезно, а подчас и вредно для моего здоровья", - утверждал он.
Лица с психастеническими наклонностями, как правило энергичны, деятельны. Для них большое значение имеет еда, вода, воздух и все то, что связано с пополнением энергетических ресурсов организма.
Мы также отмечаем, что больные раком, например, легких иногда рисуют в центре почти на все туловище - круг. Что, очевидно, свидетельствует о больших потребностях легких в кислороде или, что борьба с раковыми клетками требует пополнения в организме энергетических ресурсов.
В природе действует закон сохранения энергии, не имеющий исключений. Энергия не возникает и не исчезает, лишь переходит из одной формы в другую. Это распространяется и на явления психической деятельности. “Этот закон по отношению к данному предмету, - пишет В. М. Бехтерев, - может быть выражен так: ни одно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами или даже простым взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно”. (Уровневая структура жизненного поля. В.Лопатин).
Сутью теории Фрейда является то, что личность состоит из трех основных систем: Ид, Эго и Суперэго. Ид описывает биологические влечения, Эго - психику человека, Суперэго - набор нравственных норм. По причинам, слишком сложным для описания здесь, Фрейд считал возможным применение понятия энергии, определяемой с точки зрения осуществляемой работы, к психической активности. По его мнению, психическая энергия может трансформироваться в физиологическую и наоборот. Ид является местом встречи энергии тела и энергии личности. По мере старения сила Эго снижается по отношению к Ид. Основное положение теории Фрейда заключается в том, что Эго пытается контролировать Ид. Чтобы помешать Ид преобладать над остальным, Эго стремится сохранить энергию, рационализируя ресурсы. (Теория психоанализа и стареющая личность. Ян Стюарт-Гамильтон)
Группа биохимиков из Мичиганского университета (США) смонтировала топливный элемент, работающий на бактериях. Бактерии, как и другие живые клетки, разлагают глюкозу и переводят полученную при этом энергию в аденозинтрифосфат - универсальную энергетическую валюту клетки. В ходе этого процесса возникает поток электронов, приводящий в действие все системы клетки. Биохимики внедрили в наружную мембрану бактерий молекулы, отвлекающие на себя часть потока электронов. Топливный элемент, горючим в котором служит раствор глюкозы, вырабатывает напряжение 0,6 вольта при токе до 17 миллиампер. После некоторого усовершенствования предполагается применять такие батарейки в портативных средствах связи.
Тем временем в одном из университетов Израиля разрабатывается способ отвлекать подобным же образом часть энергии от клеток человека. Тогда можно будет питать собственной электроэнергией, например, вживленный слуховой аппарат или сердечный стимулятор. п о д р о б н о с т и . . . http://www.km.ru/magazin/view.asp?id
Примечание.
В основе психической деятельности лежат не только электрические явления, но химические передатчики нервных импульсов - нейромедиаторы.
В функциональной нейрохимии, которая занимается изучением химических превращений в нервной ткани, главным образом внимания сразу стали нейромедиаторы – химические передатчики нервных импульсов от одной нервной клетки к другой. Число открытых медиаторов достигло уже более 30, и это, по-видимому, не конец.
Достаточно быстро удалось выяснить, что нейромедиаторы определяют те или иные особенности в функциях нейрона – например, норадреналин – непременный участник процессов вобуждения, а гамма-аминомаслянная кислота причастна к процессам тормржения.
Еще в 1943 году шведский гистохимик Холдер Хиден показал, что при возбуждении нервной системы в ее клетках усиливается синтез нуклеиновых кислот и белков.
Исследования свидетельствуют, что полушария мозга отличаются как бы заранее заданной нейрохимической ассиметрией: в них в разном количестве содержаться нейрохимические факторы – дофамин и другие медиаторы, ферменты.
Нейрохимические преобразования обеспечивают разнообразие важнейших мозговых функций – формирование видового и индивидуального поведения, индивидуальной памяти, новых навыков. То есть наряду с электрическим кодом активно проявляет себя нейрохимическое кодирование нервных и психических процессов.
Да, электрический код – это очень важный фактор в процессах нервной и психической деятельности. Но с учетом новейших данных можно и нужно говорить, что электрические нейрофизиологические явления тесно связаны с великим разнообразием нейрохимических процессов в мозгу. Можно даже сказать, что каждому специфическому, электрическому коду должны, наверное, соответствовать и совершенно определенные нейрохимические коды. Именно, такое соответствие, как ключ к замку, и формирует многозвеньевые цепочки, обеспечивающие мозговые функции – врожденные или приобретенные. Можно полагать, что такие же механизмы лежат в основе формирования образов внешнего мира и даже самых сложных мыслительных процессов в мозге человека.
(Доктор мед.наук В.Т. Бахур Коды химических процессов. Химия и жизнь № 2/87)