Автор: Павел Архипов
Как и ожидалось, «Алита: Боевой ангел» провалилась в американском прокате. 28 миллионов долларов за выходные не слишком большая сумма для первого серьёзного блокбастера 2019 года. Остаётся надежда лишь на азиатскую аудиторию, которая позже посмотрит историю маленького мятежного киборга. Иначе не видать нам сиквела, без которого сюжет останется оборванным на самом интересном моменте. Но хотим ли мы вообще видеть сиквел «Алиты»? Попробуем разобраться в нашей рецензии.
Начнём с корней, то бишь с первоисточника. Слышали про мангу Gunnm? И мы до недавних пор не слышали. А она есть. Не слишком популярное японское произведение про девочку Алиту (Галли во многих переводах) чем-то полюбилось Джеймсу Кэмерону. Но завязший в «Аватарах» режиссёр не нашёл лучшей идеи, чем передать своё кресло кому-то другому. С проектами мечты так обычно не поступают, но Кэмерону в каком-то смысле повезло. Оказалось, что Роберт Родригес также неплохо разбирается в теме и готов взяться за «Боевого ангела». На первый взгляд – у знаменитого канадского визионера и скандального американского трешмейкера не было ничего общего. Однако их объединила любовь к динамичным экшн-сценам и сильным женским персонажам. Потому фильм про стальную героиню, которая крошит всех направо и налево, оказался в надёжных руках.
Сомнений было много. Да, за спиной у Родригеса были шедевральные «Город грехов» и «От заката до рассвета», а также неплохая детская серия «Дети шпионов». Тем не менее, называя серию «Детей шпионов» неплохой, мы сразу исключаем четвёртую часть и очень не уверены в третьей. Формат 4D, предложенный Родригесом в последнем фильме серии, оказался настолько неудачен, что люди выходили из кинотеатров. А тем, кто всё-таки оставался, предлагалось в «смешной» момент нюхать вместе с героями фильма запах пердежа. И нет, это не шутка, как бы это печально не звучало.
В итоге фанаты, нервно затаив дыхание, ждали. И дождались в итоге одну из первых достойных адаптаций манги в кино. «Алита: Боевой ангел» превзошла как аниме по мотивам оригинала («Сны оружия»), так и сам оригинал. Но обо всём по порядку.
Сюжет фильма бережно скопирован с манги. Есть два мира. В одном живут сливки общества, а в другом – те, кому приходится выживать в куче мусора, оставшегося от элиты. В общем, «Элизиум» номер два от мира кино. По помойке ходит доктор Идо – местное светило робо-хирургии. Кроме кусков металлолома, он случайно находит практически живую девочку-киборга. То есть часть её тела вместе с головой. Бережно донеся находку до дома, он чинит её и называет Алитой, в честь своей погибшей дочери. Сначала Алита, страдающая от амнезии, пытается жить как обычная девчонка-подросток: кушает вкусняшки, играет, влюбляется в паренька Хьюго. Но потом суровая судьба посылает её прямо в самую гущу событий, в результате которых ей предстоит стать настоящим воином.
Во избежание спойлеров (хотя что вообще можно заспойлерить в подростковом фантастическом боевике) на этом закончим наш маленький экскурс в мир «Алиты». Хотелось бы добавить: «пусть его за нас закончит кино», но смысла это будет иметь мало. Так как фильм сам не торопится рассказывать о своём мире. От оригинального сценария на 3 часа экранного времени после обработки Родригесом осталось лишь 2/3. И так как большую часть ленты занимают бесконечные, перетекающие друг в друга экшн-сцены, времени на нормальное раскрытие мира и второстепенных персонажей не находится. Ситуацию могли бы спасти удачные диалоги, но они в Алите отвратительны.
Помимо неуёмного пафоса в каждой фразе и полного отсутствия юмора, мы получаем на редкость глупые ситуации, вызванные тем, что персонажи порой «поют песню Акына», – зачем-то словесно повторяют происходящее на экране. Особо знаменательным моментом в данном плане является сцена, когда парень Алиты ведёт её на высокое здание и объясняет, что их мир – большая помойка. Да ладно, чувак. Кому именно ты это рассказываешь? Зрители и так знают, ибо фильм начинается с кадров здоровенной помойки. И Алита это знает, потому что иногда всё-таки смотрит вокруг. В конце концов, у неё отсутствует память, а не аналитическое мышление, и она сама способна всё осознать.
Хотя на какое общение в принципе способны персонажи, играющие роль костылей для сюжета – всё равно не понятно. Любовная линия, прилипшая к фильму как дерьмо к подошве, создана лишь для двух целей – показать, что Алита умеет любить, и дать ей побольше мотивации в сиквеле. Взяв из японской культуры не только всё самое лучшее, но и худшее, картина в качестве партнёра Алиты представляет нам вышеупомянутого Хьюго – типичного слабака и тряпку, обделённого мозгами, силой и способностью хоть как-то повлиять на историю. Которого, к тому же, бедной влюблённой девочке постоянно приходится спасать.
Остальные тоже не блещут. Махершала Али в роли Вектора говорит цитатами типичных злодеев из мультиков, Эд Скрейн в роли киборга Запана говорит как сыгранный им же злодей из первого «Дедпула». Жена доктора говорит так, как должен говорить персонаж, который переметнётся со стороны зла на сторону добра. А ассистентка доктора не говорит вообще. Невольно вспоминается старый мем про «он молчит и ничего не делает», ибо так оно на самом деле и происходит.
Единственный второстепенный герой, спасающий ситуацию – доктор Идо. Великолепная игра Кристофа Вальца не оставляет равнодушным. Чувствуется его любовь к Алите, ощущаются сложности в отношениях «отца и дочери». Ты веришь в то, что он хочет её защитить, и понимаешь, как трудно ему принять некоторые события (например, то, что Алита хочет участвовать в моторболе). В итоге хирург и девочка-киборг являются, пожалуй, единственными персонажами кино, между которыми возникает какая-то химия. За развитием их отношений смотреть куда интересней, чем за всеми иными персонажами и их бессмысленными действиями.
Кстати, насчёт бессмысленных действий. Если вы когда-нибудь смотрели аниме или читали мангу, вы понимаете, что очень часто герои там поступают по-идиотски – просто чтобы продвинуть сюжет. Ну, если это не какой-нибудь «Код Гиасс», конечно. Оригинал «Алиты» также страдал от этого недостатка. В фильме, к чести постановщиков, это постарались подретушировать. Героям прописали какую-никакую мотивацию, обошли неоднозначные моменты и вообще умудрились добавить умеренно серьёзный вид всему происходящему (хотя и урезали количество крови в угоду PG-13). Получилось вяло, но какие-то углы это сгладило. Да и в конце-концов, картина не называется «Злодей Вектор и грёбаная девчонка, которая портит планы» или «Идиот Хьюго и его сопли по девочке-киборгу», – так что простить этот косяк очень просто. Ведь мы с вами знаем на кого именно хотим посмотреть, когда видим название: «Алита: Боевой ангел».
Но прежде чем начать говорить о самой Алите, процитируем продюсера фильма Джона Ландау: «Да, мы сконцентрировали всё наше внимание на персонаже Алиты, создали её, так сказать, по образу и подобию той, что была в манге – девушки с очень большими глазами. Нам показалось, что это необходимо для фильма. Большие глаза – это то, что мы часто видим в комиксах, но не в фильмах». Подход интересный, однако нас больше интересует первое предложение. А именно часть с «Мы сконцентрировали всё наше внимание на персонаже Алиты». Искренний и честный ответ человека отлично понимающего, что нужно зрителю для счастья. Благо все перечисленные выше недостатки Алита сметает одним своим существованием.
Сюжет? Да какой может быть сюжет, когда есть Алита? Родригес и Кэмерон поднаторевшие в создании женских персонажей (Эллен Рипли, Черри Дарлинг и т.д.) делают всё, чтобы вы полюбили эту девчонку. Не дай вам бог словить эффект «зловещей долины» от её глаз, ибо тогда в фильме не останется никакого смысла. Это будет смотреться как очередная часть «Детей шпионов» с дорогой графикой и напыщенной серьёзностью, которую создали only для детей. Потому что самым важным фактором для восприятия «Боевого ангела» является любовь зрителя к Алите. И эта малышка старается на все 100%. Она умудряется быть очаровательно жестокой, нежной и милой одновременно. Обманчивая хрупкость Алиты притягивает с самых первых сцен. Ты физически боишься, что с ней может что-то случится. Но когда видишь на что она способна, чувствуешь настоящую жажду крови.
Алита как персонаж поистине уникальна в своей простоте. Есть в ней что-то и от Меты из «Неукротимой планеты», и от Юно из «Дневника будущего», и от множества других «лучших девочек тайтла». Но на выходе видим обычную девушку-подростка – наивную, непослушную и авантюрную. Просто невероятно сильную и периодически ловящую во время драк самые настоящие «вьетнамские флэшбеки». Тем не менее, у этого явления есть и обратная сторона: каждый раз, когда Алита выходит из кадра, вся магия фильма рассеивается, потому что девочка-киборг окончательно затмевает собой других и так невыразительных героев.
Великолепная Роза Салазар, исполняющая роль Алиты, достойна всех кинопремий мира. Ещё никогда совмещение компьютерной графики с реальной игрой актёра не было столь совершенным. На этот раз Родригесу удалось добиться невероятного. Можно сыпать тысячами подобных рекламных слоганов, ибо со своей живой мимикой, огромными глазами и продуманным характером, киборгу удаётся быть самым человечным персонажем фильма. Будто сошедшая с лучших фанатских артов и обложек оригинальной манги, она элегантно взмахивает рукой в своём изящном ударе, заставляя сердце с каждым разом колотиться сильнее.
В итоге, во многом благодаря главной героине, все последние фильмы-аттракционы «Алита» с лёгкостью обходит на виражах. «Первому игроку приготовиться», который обманчиво сыпет безжизненными отсылками и страдает от полного отсутствия логики, может даже не пытаться соперничать в вопросах качества. Не стоит говорить и об условных «Валерианах» или о второсортном young adult-е в стиле «Бегущего по лабиринту» и «Дивергента». Родригес не просто вешает сюжетные ружья, но и тычет тебе ими в лицо с криком: «Я буду стрелять», история остаётся интересной и динамичной. От аналогов её отличает равнодушие к моде. В то время как «Игрок» пытается усидеть на игле подросткового одобрения, «Алита» смело садится прямо на лицо олдскула. Просто не афиширует это, являясь молодёжной лентой, основанной на манге, появившейся задолго до рождения центральной аудитории фильма.
При этом новое в Алите приятно гармонирует со старым. Бережно перенесённые события оригинала идут рука об руку с современной графикой и бодрым музыкальным сопровождением. Классические затёртые клише не раздражают, потому что действие происходит в киберпанк-вселенной – тут они выглядят свежо. Образ сильной девушки-подростка, так часто встречающийся в культуре аниме и манги, идеально подходит мрачному миру будущего. Кажется, что, несмотря на некоторые изъяны, всё находится на своих местах. И в итоге из пазла с тысячами мелких деталей получается собрать настоящую картину, где есть пространство и для чувств главной героини, и для опасного спорта «Моторбола», и хлещущей синей крови.
Перед «Страной Приливов» Терри Гиллиам обращался к зрителям с фразой: «Я одно хочу сказать – отбросьте всё, что вы знаете, отбросьте вещи, которым вы научились, все свои предубеждения и страхи, все предрассудки, свойственные взрослым. Попробуйте быть невинными, как бы трудно это ни оказалось». И хотя с «Алитой» у этого фильма нет ничего общего, похожее обращение не помешало бы и ей. Представьте, что вам снова 13-14 лет. Вы не утончённый эстет и не любитель интеллектуального кино, который везде ищет смысл, мораль и мотивацию. В фильме «Из машины» вы видите лишь симпатичную девушку-робота, а философия «Бегущего по лезвию» вас восхищает, но вы ещё не понимаете, чем. Вы идёте на «Алиту», просто потому что вам понравилась большеглазая девочка на постере и киборги – это круто. Вы садитесь в кресло, протираете свои 3D очки, и начинаются два часа чистейшего удовольствия.
Суровый критик, которому с утра не стрельнули сигарету, да ещё и отдавили ногу в автобусе, увидит в «Алите» лишь сюжетные дыры, слабые диалоги, практически мэрисьюшную героиню, плохо раскрытый мир и массу персонажей-костылей. И он будет прав от первого до последнего слова своей уничтожающей рецензии. Но стоит сменить ракурс взгляда, и сумбурно-неуклюжая адаптация превратится в великолепный экшн с красивой графикой и героиней, способной вырвать из груди как своё сердце, так и сердце стремительно влюбляющегося в неё зрителя. Юная девушка с навыками идеальной убийцы восхищается неведомым для неё вкусом апельсина. Она учится любить, отрывает конечности, горько плачет, отрезает лица, целует в щечку отца, убивает, убивает и снова убивает. Образ простой и по-своему очаровательный. Как и сам фильм.
Он небезгрешен, но достоин того, чтобы его смотреть. Он неидеален, но достоин того, чтобы его любить.
8 из 10
P.S. В фильме есть камео Эдварда Нортона. Смотрите внимательней.