Как известно, основатели нации стремились отделить Церковь от государства. Первая поправка к Конституции США гласит:"Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб". То есть, Первая поправка не запрещает религии проникать в американскую политику. Действительно, историки и политологи пришли к выводу, что наряду с расовыми вопросами, вопросы религии были главными в американской политике 19-го века.
В то время религия была прогрессивной силой. Церковь стояла за созданием государственных школ и благотворительных домов. Она также стояла за основателями движения аболиционистов, утверждавших, что рабство является грехом высшего порядка и предательством интеесов нации. Одна из ведущих аболиционистов, Анджелина Гримке, заявляла: "Бог наказал Египет и Иудею за рабство и есть ли у нас основания полагать, что он пощадит Америку?" В ряде конфессий дискуссия о рабстве была настолько интенсивной, что некоторые из них раскололись на "за" и "против" Рабства. Церковь также должна была обеспечивать руководство в вопросах избирательных прав женщин.
Но в 19 веке религия также имела и свою темную сторону. В 1840-х годах в Америке она приняла резкий поворот реакционного характера. Экономические трудности в Ирландии внезапно привели в Америку большое количество ирландских католиков. Во время Американской революции Соединенные Штаты были на 99% протестантскими. Уже в 1840 году они были протестантскими на 95%. Большинство из протестантов не были довольны перспективой проживания в одной стране с ирландскими католиками. Сегодня мы думаем о расовой проблеме в основном с точки зрения отношения чернокожих и белых. В 19 веке расовое разделение было более крупной категорией. Ирландцев многие коренные американцы относили к более низшей расе. Джордж Темплтон Стронг, известный юрист и писатель, говорил: "Ирландцы почти так же далеки от нас, как и китайцы." Приток католиков позволил подняться партии Незнаек или Американской партии. Платформа партии призывала государственные школы проводить ежедневные чтения Библии и запретить католических учителей. На выборах 1856 года кандидат в президенты от американской партии, экс-президент Миллард Филлмор, привлек почти 25% голосов, что стало вторым результатом среди третьих партий в истории страны. Антикатолические настроения были особенно сильны в небольших городах и сельских районах на Севере, которые после Гражданской войны считались вотчиной Республиканцев. Городские районы являлись более терпимыми. А католики стали костяком организаций Демократической партии в Нью-Йорке, Бостоне и других городах. Религиозный разрыв 19-го века можно увидеть на следующем рисунке.
Северные католики были в основном демократами в пропорции 4:1. В то время как северные протестанты всех конфессий были в основном республиканцами. Белые протестанты на юге, где расовый вопрос был гораздо ощутимее религиозного, являлись исключением. Они были демократами из-за роли Республиканской партии в освобождении рабов.
В конце 19-го и начале 20-го веков, Соединенные Штаты пережили самую большую волну иммиграции в истории, большая часть которой прибыла из Южной и Восточной Европы. В результате католическое население утроилось, при этом еврейское население увеличилось в восемь раз. Коренным американцам казалось, что этот приток угрожает благосостоянию нации. Доклад Конгресса назвал восточноевропейских евреев умственно диффузными и социально нежелательными, полагая, что у 85% до 90% из них отсутствует какое-либо представление о патриотическом или национальном духе. Протестантская реакция привела к возрождению Ку-Клукс-Клана. Сформированный на Юге после Гражданской войны для подавления вновь освобожденных рабов, Клан был настолько жестоким, что потерял поддержку даже на юге и к 1900 году практически исчез. Он был воскрешен в 1915 году как антикатолическая, антиеврейская, антимормонская и античерная организация. Новый клан преуспел сверх самых смелых мечтаний своих основателей. На пике, каждый шестой протестантский белый мужчина в Соединенных Штатах был членом клана. Индиана, не южный штат, имел самый большой членский состав. Организаторы клана заезжали в город, записывали новых членов, и завершали набор огромным митингом с сожжением Креста и церемониального дара Библии видному местному протестанту. Политическая власть клана была в полной мере продемонстрирована в 1924 году на Демократическом национальном Съезде, когда заблокировали выдвижение кандидата в президенты Альфреда Смита, губернатора Нью-Йорка и католика. Выбор клана пал на одного из его собственных членов, Уильяма Макаду, который был министром финансов президента Вудро Вильсона и женился на его дочери. Макаду поддержали демократические делегаты из южных и сельскохозяйственных Штатов, в то время как Смит имел поддержку делегатов из северных и городских Штатов.
В те времена для номинации в кандидаты в президенты требовалось 2/3 голосов делегатов. Голосование продолжалось в течение нескольких дней, ни Смит, ни Макаду не преодолели этого порога и, в итоге, оба сняли свои кандидатуры, в результате чего на 103-м голосовании выбор пал на, до этого неизвестного, Джона У. Дэвиса. Это был самый длинный съезд партии в истории США. Чтобы отпраздновать поражение Смита, клан организовал митинг, который привлек тысячи его членов, одетых в традиционные накидки клана с капюшоном. Четыре года спустя Смит выиграл Демократическую президентскую номинацию но проиграл выборы в связи с обвинениями в шпионаже в пользу Папы Римского. Впервые со времен Гражданской войны республиканцы выиграли в протестантских штатах Техас, Вирджиния и Северная Каролина, охватив почти весь юг. Религиозный фанатизм не ограничивался политикой. Многие колледжи отказались планировать футбольные матчи с колледжем Нотр-Дам, так как он являлся католическим учреждением. Дважды заявку Нотр-Дама о присоединении к большой 10 футбольной федерации отклонялась антикатолическими тренерами и университетскими администраторами. Самую большую роль религия играла на выборах 1928 года, вскоре её сила уменьшилась.
После того, как Америку поразила Великая депрессия, люди стали гораздо больше заботиться о своем кошельке, чем о религии своих соседей. Вступление страны во Вторую Мировую войну, где бок о бок сражались американцы всех вероисповеданий, еще больше нивилировало религиозные обиды. Как отмечает историк Томас Брускино, война привела к резким изменениям в религиозных отношениях. "Война,- пишет он, - переделала нацию". Изменение этих отношений отразилось на уровне межконфессиональных браков.
В 1950-х годах число протестантско-католических браков удвоилось со своего прежнего уровня. Хоть религия и редко создавала проблемы в политике 1950-х годов, политические партии Америки сохранили религиозный колорит. Большинство католиков и евреев поддержали Демократическую партию. А большинство северных протестантов поддержали республиканскую партию. Демократов, в результате Нового курса Франклина Рузвельта, поддержали протестантские молодёжь и синие воротнички.
В 1960 году религия вернулась в игру, когда демократы выбрали католика Джона Кеннеди в качестве их кандидата в президенты. Кеннеди пытался привлечь протестантских избирателей в свой лагерь, сказав: "Я не католический кандидат в президенты. Я кандидат от Демократической партии на пост президента, который к тому же является католиком. Я не говорю от имени своей церкви по общественным вопросам и церковь не говорит за меня."
Исследование ученых Массачусетского технологического института показало, что религиозная принадлежность Кеннеди обошлась ему в 1,5 миллиона голосов по всей стране.
Штаты Калифорния, Кентукки, Оклахома и Теннесси переметнулись в Республиканскую колонну. Несмотря на это, религиозная принадлежность Кеннеди, возможно, действительно помогла выиграит ему выборы. Высокая явка католиков позволила ему победить в штатах Нью-Йорк, Коннектикут, Пенсильвания и Иллинойс.
У них было на 22 голоса больше, чем у четырех штатов, которые он потерял из-за своей религии. Президентство Кеннеди и его убийство три года спустя практически закрыли главу о конфликте между протестантами и католиками Америки. Когда Джон Керри, первый после Кеннеди католик-кандидат в президенты баллотировался на пост президента в 2004 году, его религия почти не упоминалась.
Часть 1:
https://zen.yandex.ru/media/id/5c680db0ef11b700af1e5c88/o-vliianii-religii-na-gosudarstvennuiu-politiku-ssha-chast-1-5c76a35bc250b100b4766ce2
Часть 3:
https://zen.yandex.ru/media/id/5c680db0ef11b700af1e5c88/o-vliianii-religii-na-gosudarstvennuiu-politiku-ssha-chast-3-5c77b99cdb06b400b30e4092