Доброго времени суток, дорогой читатель! Меня зовут Владимир. Я - кассир в крупном гипермаркете.
Сегодня речь пойдет о том, когда Вы оплатили покупку банковской картой, а кассир не отдает продукты, и настаивает на повторной оплате.
Итак, ситуация следующая. Кассир пробил все Ваши покупки, огласил сумму, Вы сложили продукты в пакет, вставили карту в терминал, ввели ПИН-код, услышали, как пришла СМС от банка о списании средств, а терминал выдает ошибку. Кассир сообщает, что оплата не прошла и предлагает повторить попытку. Однако деньги банк уже списал. И вот тут возникает спор. Вы уверены, что деньги отдали и имеете право забрать уже Ваши товары. А вот кассир не получил подтверждения оплаты в виде чека. Чтобы понять кто прав, кто виноват, нужно разобраться как вообще происходит оплата по банковской карте. Ответ представлен ниже на схеме
В процессе оплаты картой в общем случае участвуют 3 стороны: банк- эквайер, банк-эмитент и международная платежная система.
Банк-эквайер, это банк, который обслуживает терминалы, установленные в магазине. Обычно его логотип и название написаны на экране терминала. Банк-эмитент, это банк, выпустивший Вашу карту. Международная платежная система это отдельная организация, которая занимается обслуживанием пластиковых карт. На сегодняшний день в России распространены 3 основные платежные системы: американские VISA и MasterCard, и отечественный МИР. Принципиальных отличий между первыми двумя нет. МИР отличается от своих американских аналогов лишь тем, что не принимается за пределами нашей Родины.
Когда Вы вставляете карту в POS-терминал и вводите ПИН-код, терминал отправляет запрос в банк-эквайер на разрешение проведения транзакции, тот в свою очередь обращается в международную платежную систему, а МПС просит разрешения у банка-эмитента. Далее если банк разрешает или запрещает операцию, ответ идет в обратном порядке.
Существует частный случай, когда банк-эквайер и банк-эмитент совпадают. В этом случае запрос проходит напрямую в банк, минуя МПС.
Как видите, процесс хоть и не сложный, но требует четкого выполнения действий от каждого участника и, кроме того, связи с каждым из них.
Теперь, когда мы знаем как проходит транзакция, вернемся к нашей спорной ситуации. В данном случае кассир, отказывая отдать Вам товар, прав. Ведь подтверждением покупки является кассовый чек(бумажный или электронный). А СМС от банка чеком не является и, следовательно, не может подтвердить факт оплаты. Таким образом, если Вы заберете покупки и уйдете, Вы совершите кражу.
Деньги, которые у вас списал банк, до магазина не дошли. Они, выражаясь языком обывателей, "зависли" между вашим расчетным счетом и счетом магазина.
Такие сбойные ситуации случаются не часто, но все в магазине к ним готовы. В первую очередь позвоните в Ваш банк и уточните информацию по списанию средств (номер телефона указан на карте). Затем обратитесь на стойку информации или к администратору магазина. Вам предложат написать заявление о двойном списании средств и направят сведения в банк. Дальше дело за Вашим банком. Главное, не волнуйтесь, деньги Вам обязательно вернут. Однако, сколько времени это займет, может ответить только банк.
На сегодня все. Если статья понравилась и была полезной, подписывайтесь на канал.
Удачных покупок!