Многие люди считают, что креативность, умение придумывать новое — это врожденные черты: дано или не дано, как повезло. Потомственный ТРИЗ-педагог Евгения Гин утверждает: творчеству, умению самостоятельно думать, решать нестандартные задачи можно обучать, как любому другому навыку. Причём делать это никогда не поздно и практически никогда не рано. Евгения Гин рассказала Family Tree об основных подходах ТРИЗ-педагогики и о том, как использовать их в повседневной жизни и сочетать с классическим школьным образованием.
— Евгения, давайте определимся с понятием. ТРИЗ-педагогика — теория решения изобретательских задач. Что стоит за этой аббревиатурой? Действительно, есть теория, по которой можно развивать изобретательность?
Давайте для начала разделим эти понятия: ТРИЗ и ТРИЗ-педагогика — это не одно и то же. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которая дает инструменты для решения сложных нестандартных задач в разных областях. Теория была разработана в середине прошлого века в Советском Союзе изначально для решения сложных технических задач инженерами на заводах. Оказалось, что с ТРИЗ решаются те задачи, которые без ТРИЗ могли не решаться годами.
ТРИЗ-педагогика — это педагогическое направление, которое возникло в 80-х годах прошлого века и взяло из ТРИЗ главный посыл: творчеству, умению решать нестандартные задачи вообще можно учить, а креативность — это навык, который можно развивать в любом возрасте. При этом креативность — способность придумывать новое и, что важно, полезное.
ТРИЗ-педагогика выглядит перспективно как решение кризиса школьного образования, который мы сейчас наблюдаем во всём мире. Главная отличительная черта ТРИЗ-педагогики — она учит думать. Может обучать также любым академическим вещам, но через мышление, а не через репродукцию и запоминание.
Готовые рецепты в духе «Повторяй за нами — и всё будет отлично» больше не работают
— Ещё лет 20–30 назад у родителей было довольно чёткое представление о том, какие знания и навыки нужно дать ребёнку, чтобы он смог хорошо устроиться в жизни. Сейчас мир меняется, поэтому не очень понятно, чему учить детей. У вас есть понимание, что будет востребовано завтра?
В мире существует множество проектов, посвященных исследованию навыков и компетенций 21 века. В ТОП-4 входят те, что в России называют 4К: креативность, критическое мышление, коммуникация и коллаборация. Мы больше не можем дать готового рецепта «Повторяй за нами — и всё будет отлично», теперь нужно учить детей думать самостоятельно, принимать решения. Именно эти навыки мы вкладываем в понятие креативности.
Важнейший навык — работа с информацией. Мы живём в информационную эпоху, где буквально из каждого утюга льется огромное количество информации. Поэтому нам нужно учить детей работать с ней.
Ещё один навык — стрессоустойчивость (готовность к изменениям). У каждого человека появился колоссальный выбор, но вместе с ним и огромное количество вопросов. С одной стороны, мы не готовы отказываться от свободы выборы, но, с другой стороны, хочется жить счастливо, не терзаясь сомнениями, что альтернатива была бы лучше. Поэтому стрессоустойчивость — колоссально важный навык.
Нестандартные задачи — это задачи, в которых нужно думать, а не просто знать ответ
— С какого возраста можно начинать развивать креативность и изобретательность? И как это делать в каждый период жизни ребёнка? Дайте, пожалуйста, конкретные рекомендации для родителей детей разных возрастов.
Начинать можно задолго до рождения ребёнка. Главный вклад в развитие мышления ребёнка — это собственное развитие родителей. Потому что мы говорим сначала о мировоззрении, а потом уже о конкретных техниках. И это передается по образцу как способ взгляда на свою жизнь.
В ребёнке стоит начинать развивать креативность и изобретательность, когда он начинает говорить предложениями, т.е. в 2–2,5 года.
Первое: важно демонстрировать ролевую модель «решателя». Что она собой представляет: родители показывают, что сами умеют решать задачи, и используют в своём лексиконе слова «задачи», «решить», «идеи». Тогда дети перенимают эту модель взгляда на мир.
Второе: родитель может отмечать, когда ребёнок сам осуществляет акт мышления и получает практический результат. Например, у малыша впервые мячик закатился под диван, и ребенок не бежит к вам за помощью, а думает и решает задачу сам. В этот момент вы можете обратить внимание: «Здорово! Ты решил задачу!» — то есть показать малышу, что вы видите в этом ценность,
Третье: с маленькими детьми мы можем решать открытые задачи с предметами, которые его окружают.
Важно спокойно к этому относиться и не требовать слишком быстрых результатов из разряда: «Пока пять идей не предложишь, мороженое не получишь». Таким образом мы вряд ли на что-то вдохновим. Мы не отбиваем желание, но формируем ценность. Показываем, где есть место для мышления в жизни ребёнка.
Со старшими детьми мы подключаем открытые задачи — основной инструмент ТРИЗ-педагогики. Это задачи с абстрактными сюжетами: рассказываем историю, в которой надо помочь героям выбраться из сложной ситуации. Чем старше дети, тем больше сюжетов им доступны для понимания.
Кроме того, у ТРИЗ-педагогов есть игры, которые работают на развитие мышления. И есть множество сборников открытых задач с разными сюжетами. Есть сборник Анатолия Гина (это мой отец — мастер ТРИЗ) «Сказки-изобреталки от кота Потряскина». Сборник очень популярный, изданный во многих странах мира. Там задачки со сказочными сюжетами.
Но важен не только материал, но и умение, готовность родителя самому быть открытым для мышления. Открытые задачи тем и хороши, что они актуальны как для детей, так и для взрослых. Потому что в нестандартной ситуации ответов не знают ни маленькие, ни взрослые. В силу опыта взрослые могут дать больше идей, но это не всегда так. Иногда малыши оказываются более креативными.
— Как организовать дома среду, развивающую креатив? Нужны ли специальные материалы, пособия?
Можно использовать и пособия, но если вы сами не прониклись этой идеей, то результат может быть гораздо меньше. Вот что важно: интерес к миру у самого родителя и поддержание интереса к этому миру у ребенка.
— Как ТРИЗ-педагог поделитесь, пожалуйста, несколькими вашими любимыми заданиями.
Игра «Друдлы» на развитие фантазии и воображения. Когда мы рисуем закорючку, придумывая, на что она похожа. При этом очень важно не останавливаться после трёх-пяти вариантов: когда нам легко, мы не думаем. Мы начинаем думать, когда не знаем ответа. А если мы говорим о развитии мышления, то нужно действовать, когда сложно.
Игра «Данетка». Ведущий что-то загадывает, а отгадывать участникам нужно только с помощью вопросов, на которые можно ответить «Да» или «Нет».
Но если услышать только правила, это не интригует. А если погрузиться, поиграть, почувствовать какие-то подводные камни, тогда это захватывает. Дети учатся задавать вопросы, учатся слушать и слышать друг друга, учатся применять информацию, которая уже есть, учатся системности мышления, у них развивается фантазия. Положительных эффектов от этой простой игры очень много.
ТРИЗ-подход и школьное образование: да, нет, возможно?
— Как быть с классическими знаниями? Сократить их объём до минимума с учётом доступности любой информации? Чему ещё учить детей, кроме креативности, продуктивного мышления?
Для меня ценность классических знаний очень высока. Я считаю, что они обязательно должны быть у образованного человека, потому что ведут к пониманию мира, в котором мы живём, к формированию научной картины мира. Знания работают, когда они в голове, а не в интернете. Если вы о чём-то вообще не знаете, вы даже не зададите вопрос про это. Классические знания увеличивают продуктивность. Если каждый раз вы будете завязывать шнурки, словно решая нестандартную задачу, то просто никуда не уйдёте.
Стандартная школьная модель обучения репродуктивна: выучи — повтори. Но устарела именно она, а не знания.
Академик Александр Минц говорил, что современный отличник похож на фаршированную щуку: чего в нём только нет, вот только плавать уже не может. А это совсем не тот результат, который мы бы хотели получить. Мы бы хотели, чтобы эти знания были инструментальны, практичны, чтобы дети их понимали и знали, где их можно применить, в том числе в творческих нестандартных ситуациях.