Найти в Дзене
SOYUZ.BY

Лидия Ермошина: выборы в Молдове были конкурентными, открытыми и свободными

В минувшее воскресенье в Молдове прошли выборы депутатов Парламента. Председатель Центризбиркома Беларуси Лидия Ермошина следила за избирательной кампанией в составе Миссии наблюдателей от СНГ. Впечатлениями глава ЦИК поделилась с корреспондентом портала Союзного государства.

– Лидия Михайловна, могли бы Вы рассказать о своих впечатлениях касательно прошедшей избирательной кампании в Молдове?

– Могу сказать, что это интересная избирательная кампания. Весьма конкурентная. По сути дела, в среднем на избирательный округ претендовало около 7 кандидатов в депутаты. В выборах участвовали 15 политических партий. Поэтому там шла острая, конкурентная борьба.

Напомню, что накануне выборов – в 2018 году – в Молдове изменилось избирательное законодательство. Там появились некоторые парадоксальные изменения, направленные на улучшение гендерной составляющей. Например, теперь каждый партийный список должен содержать не менее 40% кандидатов в депутаты женщин. Также для выдвижения мажоритарных кандидатов в депутаты, то есть по одномандатным избирательным округам, женщинам нужно было собрать в два раза меньше подписей, чем мужчинам.

Несмотря на это, только 49 женщин кандидатов в депутаты, которые находились в партийных списках, входили в первую десятку. Все остальные располагались в конце списков и вряд ли они попали в парламент. Да из одномандатников было избрано не много женщин.

Интересно, что там отменен запрет на агитацию в день выборов. Естественно, все миссии наблюдателей отмечали - СМИ были необъективными, жёсткими, агрессивными по отношениям к друг к другу, к кандидатам. Это связано с тем, что изданиями владеют крупнейшие бизнесмены Молдовы, некоторые из них руководят партиями и сами выдвигаются кандидатами в депутаты. Это, естественно, создало негативный фон при проведении избирательной кампании.

Мы (Миссия наблюдателей СНГ, - прим. ред.) не сочли возможным включить в заключение фразу о том, что выборы были справедливыми, с учетом всех тех обвинений, которые поступили в день выборов от участников избирательного процесса.

В то же время выборы были конкурентными, открытыми, свободными. По крайней мере, наблюдатели не увидели, что кого-либо принуждали участвовать в выборах или голосовать за определенного кандидата.

– В своём интервью, Вы отмечали, что во время выборов в Молдове хорошо используются компьютерные технологии. Как было устроено голосование в этом году?

– Эти технологии применяются уже давно. Это не первые выборы, которые позволяют в режиме онлайн следить за явкой избирателей. Каждый избиратель, который приходит на участок, предъявляет соответствующее избирательное удостоверение. Это всё фиксируется в системе и буквально передаётся на верх (в Центризбирком, - прим. ред.). Поэтому на сайте избирательной комиссии цифры об участии избирателей обновлялись постоянно. Их легко было проверить. Более того, программа считала и выдавала результаты – сколько приняло участие в выборах женщин, мужчин, показывала возраст избирателей. Это позволяло прозрачно наблюдать за процессом голосования любому, кто проявлял интерес.

Сразу же как начался подсчёт результатов, сведения вводились в систему и напрямую передавались в Центризбирком. То есть результаты в режиме онлайн обновлялись пока участковые комиссии работали. В этом плане техническое оборудование действует хорошо и позволяет видеть результаты быстро.

– В Молдове также проходил консультативный референдум по вопросам уменьшения количества депутатов парламента и предоставлении избирателям права отзыва депутатов. Вы следили за этим процессом?

– Нет, мы не наблюдали за консультативным референдумом. В силу того, что приглашение о наблюдении мы не получали. Но, конечно, поскольку голосование проходило одновременно с выборами, то саму процедуру мы видели. Поэтому знаем, что он (референдум, - прим. ред.) состоялся, граждане высказались за внесение изменений в Конституцию, за уменьшение числа депутатов, предоставление гражданами отзыва депутатов, которые не оправдали их доверие. Однако это коснётся депутатов, которые будут избраны через четыре года.