Найти тему

Интервью с Еленой Кобахия, директором Сухумского Дома Юношества

Беседовала: Манана Гургулия

Слева направо: Таисия Алания и Елена Кобахия
Слева направо: Таисия Алания и Елена Кобахия

Елена Владимировна, когда был создан Сухумский Дом Юношества?

Мы открылись в феврале 1998 года. 23 февраля – день рождения нашей организации. Нам 21 год, и можно сказать, что мы вполне совершеннолетние. Три года мы работали как психореабилитационный проект в партнерстве с международной неправительственной организацией UMCOR. Мы работали с родителями и детьми, помогали им справиться с посттравматическим синдромом, различными психологическими травмами, полученными во время военных действий. Кроме того, мы помогали детям проявить себя и свои способности, предлагая им разные виды деятельности и активно используя различные методы игротерапии, драматерапии пр.

А уже в 2001 году мы зарегистрировались как благотворительная организация и решили несколько изменить формат нашей деятельности. Основной акцент мы сделали на образовательные программы. Я вообще считаю, что образование должно быть национальной идеей в нашей стране, хотя многие называют это идеализмом.Но я все же уверена в том, что без качественного образования, без подготовки квалифицированных кадров у нас нет будущего.

Мы нацелились на то, чтобы научить детей, посещающих СДЮ, получать удовольствие от процесса обучения, научить их учиться, а это значит самостоятельно мыслить, уметь находить полезную информацию во всемирной паутине, пользоваться современными техническими средствами и гаджетами, в первую очередь, в образовательных целях.

Конкурс рисунков в СДЮ
Конкурс рисунков в СДЮ

Мы работали с разными международными организациями, подразделениями ООН и, в первую очередь с Детским фондом ООН (UNICEF). Мы с ними до сих пор сотрудничаем. Нам очень хотелось, чтобы нас поддерживали местные доноры, но долгое время это не получалось. Лишь спустя несколько лет после открытия СДЮ нас поддержал оператор мобильной связи ЗАО «Аквафон-GSM», чуть позднее – компания «А-Мобайл». Теперь на протяжении нескольких лет донором наших секций является ООО « Премиум».

Мы сами постоянно учились, а также проводили разнообразные тренинги для учителей школ и детей. И тогда, и сейчас считаем осуществление различных образовательных проектов самым важным аспектом нашей деятельности.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о наиболее интересных проектах СДЮ.

Сейчас мы осуществляем очень интересный долгосрочный проект вместе с ЮНИСЕФ. Долгосрочные проекты хороши тем, что позволяют менять тактику в ходе их реализации, что-то добавлять, что-то уточнять.

Мы работаем в 18 школах Абхазии. В каждом районе определены по три школы - одна городская и две сельские. В этих школах созданы молодежные клубы, которые объединяют, в основном, старшеклассников.

В молодежных клубах проводятся различные тематические занятия и мероприятия. Ребята сами определяют стратегию и план деятельности клуба, придумывают дела, которые они могли бы осуществить во благо своей школы, села, города.

В клубах ребята получают знания по трем направлениям: гражданское образование; экология и здоровый образ жизни; математика и другие точные науки.

Ребята должны знать свои права и обязанности, понимать, в какой стране они живут, что представляет собой ее Конституция, в чем суть ценностей и норм жизни в условиях правового демократического государства. Гражданское образование нацелено на формирование у школьников гражданской культуры и гражданских качеств личности.

Очень важны для подрастающего поколения знания в области экологии и здорового образа жизни. В Абхазии уникальная природа, к которой надо бережно относиться, сохранять ее и приумножать. Вопросы экологического воспитания особенно актуальны сегодня.

Ребята с удовольствием ходят и на занятия по математике и естественным наукам – физике, химии, биологии. Это не дублирование школьных уроков. Занятия носят, с одной стороны, более общий, интегративный, междисциплинарный характер, а с другой – прикладной.

Раз в неделю тематические занятия по направлениям проводят преподаватели школ или наши эксперты, которые выезжают в эти школы и проводят мастер-классы.

Немаловажное значение имеет и изучение иностранных языков – английского, в первую очередь. Это язык современного научного знания и международного общения.

Каждое лето мы проводим летний лагерь в горах, на Ауадхаре. В нем участвуют ребята из всех 18 молодежных клубов. В одну смену в горы поднимаются 36 человек. Обычно мы проводим две или даже три смены в горах, так что иногда летом в Ауадхаре отдыхает до 100 подростков. Каждый год формат палаточного лагеря меняется, но неизменной его составляющей является экологическое воспитание молодых людей.

Детский лагерь СДЮ в Ауадхаре
Детский лагерь СДЮ в Ауадхаре

В каких городах и селах организованы молодежные клубы?

Это города Гагра, Гудаута, Сухум, Очамчыра, Ткуарчал и Гал, а также поселки и села Цандрыпш и Отхара – в Гагрском районе, Абгархыку и Бзып – в Гудаутском, Агудзера и Дранда – в Гулрыпшском, Члоу и Уарча – в Очамчырском, Уакум и Первый Гал – в Ткурачалском, Аберкыт и Хяцха – в Галском.

У нас нередко можно услышать, что гражданское образование это западный подход, , а нам надо опираться на «Апсуара». Что вы скажете по этому поводу?

Иногда нас спрашивали: «А разве гражданское образование – это не то же самое, что обществоведение?». Можно сказать, что это вопрос терминологических предпочтений, но важно не это, а то какие знания и навыки приобретают ребята.

На занятиях по гражданскому образованию мы говорим о принципах демократии, мировом опыте, о гражданской активности и гражданском участии, причем всё это не какие-то абстрактно-теоретические рассуждения. Материалы для занятий привязаны к Абхазии. Ребята в клубах с удовольствием неформально общаются, участвуют в различных дискуссиях и дебатах, учатся самостоятельно мыслить, выражать свое мнение и уважать мнение оппонента. Занятия по гражданскому образованию в основном ведут школьные учителя истории и обществоведения.

Какие материалы используются для занятий в клубах?

Мы активно используем Пособие по гражданскому образованию, подготовленное Центром гуманитарных программ. Кроме того, нами подготовлены и собственные материалы. В рамках этого проекта мы подготовили 5 интерактивных урока по каждому из трех направлений проекта. Так, Алена Кувичко, координатор направления по математике и другим точным наукам, разработала два интерактивных урока по физике и по одному уроку по математике, химии и биологии. Уроки имеют разные интересные приложения – интерактивные упражнения, диск с фильмами и роликами. Два других координатора (Тая Алания и Анжелика Ладария) также разработали по 5 интерактивных занятий по экологии и здоровому образу жизни (ЗОЖ), а также по гражданскому образованию.

Педагоги, которые ведут занятия в клубах, да и не только они, могут использовать все эти материалы, творчески перерабатывая их, добавляя что-то свое.

Кто помог с ремонтом клубов?

Детский фонд ООН помог сделать ремонт в комнатах, выделенных в каждой школе под молодежный клуб. Кроме этого, ЮНИСЕФ оснастил кабинеты всем необходимым – компьютерами, проекторами, экранами и прочим оборудованием, необходимым для работы. Более того, школы получили разнообразные наглядные пособия по точным наукам, реактивы для химических опытов, электронные микроскопы, всякие измерительные приборы для уроков физики. Там есть даже макеты умных домов и мини-электростанций. Все это особо ценно для сельских школ.

Помимо занятий по трем основным направлениям, чем еще занимаются дети в этих клубах?

При поддержке ЮНИСЕФ мы осуществляем проект «Молодежное участие и развитие», который охватывает всю республику.

Но у нас возникают проблемы со сменой поколений. Оканчивая 11-й класс, ребята уходят из школы, а среди них наши самые активные участники клубов, самые яркие ребята.

Поэтому мы решили, что надо работать не только со старшеклассниками, но и с ребятами шестых – седьмых классов, чтобы они постепенно приобщались к деятельности клубов, плавно вливались в них. Таким образом, каждый клуб объединяет до 20 старшеклассников и 20 ребят из средних классов.

Ребята в клубах проводят различные интересные и полезные мероприятия, участвуют в разных акциях. Так, например, в Гагре дети занимались приютом для животных. В селе Первый Гал ребята создали «сад чудес»: там у них даже птичий двор есть. Кто-то занимается пасекой.

Ребята из разных клубов участвовали в экологической акции по спасению малых рек Абхазии, очищали малые реки от мусора. Еще одна акция была посвящена изучению памятников истории и архитектуры – старшеклассники выбирали в своем городе или районе архитектурный памятник и изучали его прошлое и настоящее. Эта акция позволила собрать ценнейшую информацию о разных архитектурных памятниках Абхазии.

Молодежь хочет заниматься конкретными делами и приносить пользу своему городу, селу, школе. В целом проект очень интересный, и мы надеемся на то, что он продолжится.

У СДЮ есть страницы в разных социальных сетях – ВКонтакте, Инстаграмм, Фейсбук. Участники молодежных клубов пишут на этих страницах о проводимых ими мероприятиях, размещают фотографии, общаются друг с другом, обмениваются мнениями, идеями.

А как строится работа с детьми в самом СДЮ? Какие секции у вас работают в настоящее время?

Еще в 1998 году мы решили работать образовательными потоками. Время показало, что эта модель оправдывает себя.

Были те, кто предлагал нам продлить работу секций на целый учебный год. В таком случае количество детей,занятых в различных секциях, заметно сократилось бы. Мы же не ставили перед собой цель создать некое подобие элитарного клуба для небольшого количества детей.

Мы считаем, что надо дать возможность детям пробовать себя в разных видах деятельности. Поэтому у нас ежегодно работают 10 – 11 секций, и мы не хотим сокращать их количество.

Сейчас у нас работают несколько «групп личностного роста».. В эти группы ходят дети среднего и подросткового возраста.

В последние годы заметно снизился нижний возрастной порог ребят, которые ходят в СДЮ. Многие старшеклассники после школьных занятий ходят к репетиторам, поскольку готовятся к поступлению в вузы. Нас беспокоит сокращение числа старшеклассников, посещающих СДЮ, и мы задаемся вопросом о том, что бы такое придумать, чтобы в наших проектах и программах участвовало больше молодежи.

В СДЮ много видов деятельности для детей 5 – 6 лет. Они с удовольствием посещают различные секции творческой направленности.

Дети в возрасте от 7 до 12 лет с удовольствием посещают секции театра, живописи, компьютерной грамотности, английского и абхазского языков. В языковых секциях основное внимание уделяется разговорной речи.

У вас раньше была и секция журналистики.

К сожалению, сейчас её нет. Мы очень хотели бы возобновить работу этой секции, но не можем найти журналиста, который хотел бы работать с детьми на долгосрочной основе. И это при том, что среди профессиональных журналистов Абхазии есть и те, кто сделал свои первые шаги в нашей секции. Иногда мы приглашаем специалистов провести отдельные мастер-классы. А ведь раньше в СДЮ обучали детей работать с фото- и видеокамерой. Недавно мы пригласили специалиста, чтобы показать ребятам как работать с дроном.

У нас немало детей, которые посещают секцию живописи. С ребятами постарше занимается Георгий Баронин, а с теми, кто помладше – Кама Ломиа.

Насколько мне известно, большим успехом пользуются ваши группы подготовки к школе

«Школа для дошколят» в СДЮ существует уже 10 лет. Это коммерческий проект, который позволяет нам зарабатывать средства для развития организации, выплачивать зарплату педагогам, приобретать специальную мебель для малышей, производить косметический ремонт помещений.

Многие родители хотят, чтобы дети пошли в первый класс уже подготовленными. Мы также считаем, что детей надо готовить к школе, чтобы им потом было легче в ней адаптироваться и учиться.

В начале у нас была одна группа из 10 детей. С ней мы апробировали нашу программу по обучению чтению, письму и счету. Группа занималась пять месяцев. Из года в год мы совершенствуем эту программу. Сейчас у нас четыре группы по 12 детей (две абхазские и две русские), которые занимаются четыре дня в неделю с октября по май.

Занятия в абхазских группах ведут Алина Анкваб и Ада Кварчелия, в русских – Манана Акиртава.

Помимо чтения, счета и письма дети учатся самостоятельно думать, рассуждать, делать мини-презентации для своих сверстников, публично выступать перед аудиторией. Все эти навыки им очень понадобятся в школе.

Они также занимаются музыкой, вернее, ритмикой, живописью, посещают Абхазский государственный музей и Ботанический сад. Тая Алания ведет занятия по «Окружающему миру». Дети сами выращивают растения на подоконниках, следят за тем как прорастают разные луковички и пр.

С детьми работает также психолог, который к концу занятий составляет психологический портрет ребенка с рекомендациями для родителей. Это специальная конфиденциальная информация для взрослых, которая поможет им заниматься с ребенком, учитывая его индивидуальные психологические особенности, темперамент и др.

Без ложной скромности могу сказать, что придя в школу, наши дети показывают очень хорошие результаты.

Единственный болезненный момент – к нам трудно попасть всем желающим, поскольку группы у нас небольшие. Но именно небольшой размер группы позволяет вести индивидуальную работу с каждым ребенком.

Долгое время при СДЮ существовал молодежный клуб «ДЮНА».

«ДЮНА» и сейчас существует, но как самостоятельная организация, которая проводит различные интеллектуальные проекты в Абхазии, в частности, проводит игру «Что? Где? Когда?». Возглавляет «ДЮНУ» выпускница СДЮ Ася Саносян. Собственно, вся команда «ДЮНы» состоит из бывших воспитанников СДЮ.

Как вы сотрудничаете с разными государственными структурами?

Мы заинтересованы в партнерских взаимоотношениях с министерством образования, поскольку в своей деятельности мы чаще пересекаемся именно с ним. Мы также сотрудничаем с министерством культуры и охраны историко-культурного наследия, Госкомитетом по молодежной политике, Госкомитетом по языковой политике.

Нам не мешают работать, но мы хотели бы поделиться накопленным за 20 лет опытом, в том числе, и в области дошкольного и начального образования, поскольку здесь нам есть что рассказать и показать. Увы, пока что серьезный разговор на эти темы откладывается на потом.

Мы работаем абсолютно прозрачно и открыто и были бы рады, если бы компетентные эксперты, работающие в сфере образования, почаще нас посещали, чтобы родилось партнерское сотрудничество, которое помогло бы нам сделать образование в Абхазии более эффективным.

Кстати, в сотрудничестве с Госкомитетом по государственной языковой политике мы стали проводить тренинги для воспитателей детских садов. Здесь также много интересного. Позитивные изменения в дошкольном образовании и воспитании простимулируют аналогичные процессы в начальной школе, а так как это звенья одной системы, они повлекут за собой изменения и в других звеньях цепи.

Меня нередко называют идеалисткой, но я верю в то, что совместными усилиями мы сможем заметно улучшить ситуацию в системе образования, продвигаясь поэтапно от дошкольного и начального образования к высшему.

СДЮ работает уже более 20 лет. Через ваши секции, проекты и программы прошло огромное количество детей. Те кто, ходили к вам на заре СДЮ, уже приводят своих детей. Кого бы вы выделили из ваших выпускников?

Через СДЮ проходит примерно до тысячи человек в год. Мы гордимся многими из тех, кто в разные годы ходил к нам на занятия. Можно долго перечислять имена тех, кто сейчас профессионально занимается своим делом.

Например, Амина Лазба – одна из первых выпускниц, которая сейчас работает во Всемирном абхазо-абазинском конгрессе. Инал Лазба возглавлял медиа-агентство «Спутник Абхазия», сейчас работает в Черноморэнерго. Батал Тарба – замминистра экономики.

Через СДЮ прошли много ярких, творческих, интересных ребят, которые сегодня успешно продолжают учебу или уже работают, которые умеют неординарно мыслить и принимать ответственные решения.

У нас часто говорят о профилактике преступности и наркомании. Я уверена, что серьезная, заинтересованная, творческая работа с детьми способна уберечь их от дурного влияния.

На нас, взрослых, лежит ответственность за то, чтобы создавать условия, при которых детям было бы интересно приобретать новые знания, знакомиться с современными технологиями, обсуждать со своими сверстниками и с наставниками самые разные серьезные темы, учиться брать на себя ответственность за принятие решений, становиться полезными и нужными для общества людьми. Со своей стороны Сухумский Дом Юношества старается делать все, от него зависящее, в этом направлении.