С Дмитрием Першеевым, российским предпринимателем, председателем совета директоров компании «Гарант» (разработчиком и производителем одноименной справочной правовой системы) и с его женой Натальей Ярыгиной мы встретились в Павловской гимназии. Именно тут учатся их дети – девятилетняя Варя и шестилетний Сережа, он пока в детском саду. Дмитрий также является основателем одного из крупнейших в России Музеев Отечественной военной истории, а еще он и его супруга – совладельцы Конноспортивного клуба «Дивный» в деревне Падиково. Несмотря на то, что это чрезвычайно занятые и успешные люди, все свободное время они посвящают общению с детьми.
– Считается, что в группе риска находятся как дети из неблагополучных, неполных или малообеспеченных семей, так и дети из семей со сверхдоходами. У родителей первых нет времени и средств для того, чтобы заниматься своими отпрысками, а у вторых – приоритеты иные. Бизнес, карьера. В итоге, и те, и другие испытывают психологические проблемы: чувство одиночества, незащищенности. Как я понимаю, ваша семья не вписывается в эту схему.
Дмитрий: Мы стараемся проводить как можно больше времени всей семьей. Почти все субботы и воскресенья мы дома, с детьми, все отпуска – вместе. Иногда у меня случаются командировки на 2-3 дня, куда тоже стараемся брать дочь с сыном. Моя супруга Наталья Сергеевна каждый день отвозит ребят в школу и в детский сад, пару раз в неделю оттуда их забираю я. Мне кажется важным не всегда поручать это водителю или няне: дети должны понимать, что родители рядом. В будние дни у нас остается лишь чуть-чуть времени на общение: чтобы их разбудить, покормить, собрать, отвезти. Ведь они с 9 утра до 7 вечера находятся в Павловской гимназии.
– А няня у вас есть?
Дмитрий: Есть, но она больше для подстраховки. Например, из школы вдруг позвонят в 12 часов дня и скажут, что у девочки поднялась температура и ее нужно забрать домой. Я в этот момент в Москве, Наталья Сергеевна тоже где-то. Няня нужна для таких случаев. Но мое убеждение, что дети скорее с нами, чем с ней. В Москве есть такие рекламные плакаты: «весь в няню». То есть родители всегда отсутствуют, а ребенок уже стал похож на няню. Я надеюсь, что это не наш случай.
– А чем вы занимаетесь вместе с детьми?
Наталья: Ну, сейчас Дмитрий Викторович вместе с Сережей клеит танк. Правда, «вместе» тут условное понятие. Сын заинтересованно бегает рядом, потому что для него это пока слишком сложный процесс. Очень часто они вместе собирают LEGO.
Дмитрий: А еще мы можем всей семьей пойти на каток, в клуб «Лужки», расположенный неподалеку. Туда же мы ездим кататься на лыжах. В Подмосковье не очень большие горки, но мы готовимся к поездке в отпуск на неделю в настоящие горы. Любим погонять на снегоходе по полю, сходить в поход, в лес: берем рюкзаки, кладем туда бутерброды, захватываем собаку. Иногда ходим в музеи. Недавно ездили на выставку авангардистов в Третьяковку, а перед этим – в Музей современного искусства. У меня старшая дочь искусствовед, и она нам дает ценные советы.
– Но вы идете оригинальным путем: от авангарда к классике, а не наоборот?
Дмитрий: Так получается. Недавно все вместе посетили фотовыставку «Первозданная Россия» в ЦДХ. Пытаемся в разные стороны развиваться. И в кино ходим.
– На детские фильмы или на взрослые тоже?
Дмитрий: Если на взрослые, то не на те, разумеется, которые 18+. Но в новогодние каникулы, например, посмотрели фильм «Т-34»: детям понравилось, и в целом они всё поняли.
– Тем более, что они наверняка видели Т-34 в созданном вами Музее отечественной военной истории?
Дмитрий: Дети не только видели этот танк, но и катались в нем.
– Как у вас появилась идея создания подобного музея?
Дмитрий: В 2012 году мы с друзьями поехали к их знакомым в Ржевский район Тверской области. Хотели посмотреть, как те празднуют 9 мая. У них было замечательное торжество: два танка, салют... Нам это понравилось, и мы решили тоже создать музей, чтобы рассказывать о нашей истории. И 9 мая 2012 года стало отправной точкой для создания музея. Первое его здание мы открыли через два года – 9 мая 2014-го, а, спустя 5 лет, у нас уже четыре помещения музея, около 50 танков, более 50 единиц артиллерийских систем и достаточно большая экспозиция, куда мы приглашаем всех, кто интересуется отечественной военной историей.
– Это ведь один из самых крупных частных военных музеев?
– Он входит в тройку ведущих в стране. Мы рассказываем об истории нашей страны за последние 200 лет: с 1801-го года по настоящее время, и в том числе об оружии. И холодном, и огнестрельном. Приезжают организованные экскурсии школьников и молодых солдат из воинских частей. Интересно, что когда мы готовили музей к открытию, узнали, что он находится на месте, где проходил рубеж обороны Москвы. Здесь шли тяжелые бои с большими потерями, в результате которых было остановлено наступление немцев. В этом году, 9-го мая, мы планируем открыть памятник защитникам этого рубежа.
– Вы бы хотели, чтобы в будущем дети продолжили ваше дело, или дадите им свободу выбора?
Дмитрий: Идеи делать бизнес семейным нет. Глядя на сложность моей деятельности, связанной с системой «Гарант», я не думаю, что это реально. И я даже физически не успею им передать бразды правления: мне уже 54 года, а раньше, чем лет через 20 они не сумеют этому научиться.
Для нас главное, чтобы дети выросли хорошими людьми.
Старшая дочь занимается совсем другим. После окончания факультета искусств МГУ, она училась на режиссерском во ВГИКе. Ее кандидатская диссертация междисциплинарная и посвящена видеоарту.
А еще, в качестве совместного дела, у нас есть конноспортивный клуб. Не уверен, насколько дети увлечены этим, но, теоретически с таким проектом справиться можно.
Наталья: Справиться-то можно. Проблема в том, что бизнесом это не назовешь. Я тоже считаю, что мы не должны принуждать к чему-то детей. Меня так воспитывала мама, говоря: занимайся тем, что тебе интересно.
– Как делятся ваши обязанности в конноспортивном клубе?
Дмитрий: Хозяйственные дела (электричество, вода, канализация, связь, уборка, вывоз мусора) курирую я. А Наталья Сергеевна контролирует тренировки лошадей, следит за правильными кормами, за тем, чтобы площадка была в хорошем состоянии. А наш зоопарк – это целиком ее детище и забота. Тут и оформление, и подбор животных, уход за ними.
Наталья: В зоопарке почти 300 животных, около 70 видов. Мы позиционируем себя как развивающий анималистический центр. Проводим живые лекции. Пытаемся обучать людей правильному отношению к природе.
Дмитрий: А этим летом Наталья Сергеевна организовала зоо-трудовой лагерь. Дети с утра до вечера ухаживали за животными, кормили их, чистили клетки. Каждому был вручен его личный кролик, за которого он отвечал все две недели лагеря.
– Почему вы отдали детей именно в Павловскую гимназию?
Дмитрий: Там учились дети друзей, и они дали очень хорошие рекомендации. Сначала Варя пошла в детский сад при гимназии, а потом поступила в школу. Так же происходит и с младшим, Сережей.
Нам нравится, что в этой школе нельзя пользоваться мобильниками. А это значит, что не важно, у кого круче телефон. Все ходят в одинаковых формах, значит, нет соревнования, у кого джинсы более фирменные. Приятно и то, что здесь есть доска почета отличников, победителей олимпиад. Значит, хорошо учиться – престижно. И в целом, атмосфера не богемная, а деловая.
– В Павловской гимназии много секций, кружков. Что вы выбрали для детей?
Наталья: У них есть дополнительные занятия, которые входят в образовательную программу. Я сказала Варе еще в первом классе, что она сама может решить, чем ей заниматься. Единственное, на чем я настаивала, чтобы в 1-2 классах она ходила на плавание и на специальную гимнастику: у детей слабые спины. А в этом году предложила ей выбрать то, что она хочет.
– И что она предпочла?
Дмитрий: Театр!
Наталья: Да, театральную лабораторию. И еще «Город мастеров», где они лепят из глины.
Сына я планирую с первого класса тоже отдать на плавание. Они вообще-то у нас плавают, как рыбы, но хотелось бы, чтобы их научили это делать правильно.
Сейчас они оба занимаются фигурным катанием в «Лужках», но с сентября сын пойдет на хоккей, а дочь на современные танцы. Это их выбор.
– Читают ли ваши дети? Сейчас ведь слишком много отвлекающих моментов: компьютер, телефон.
Наталья: Для них компьютера с телефоном не существует. Папа иногда подпускает их к компьютеру, где они что-то высматривают для себя, чтобы поклянчить купить. Но это редко и не подолгу.
Дмитрий: Да и мобильного телефона у них пока нет, хотя этот бастион, видимо скоро будет сдан.
– И поэтому они любят читать?
Наталья: Дочь, если и читает, то это, в основном, комиксы, сказочки про единорогов. Такую детскую «пургу».
Дмитрий: Зато, почти каждый день, по 20-30 минут мы читаем им вслух перед сном.
– А что читаете?
Дмитрий: Всю детскую классику: Гайдара, повесть Прокофьевой о «Приключениях желтого чемоданчика». Стараемся покупать хорошо иллюстрированные книги. В последнее время приобрели целую серию про животных. Условное название: я – акула, я – белый медведь. Там собраны интересные факты про животных, которые вложены в уста какого-то известного человека. Он рассказывает что-то, как если бы он был акулой. Такой образовательный проект.
А еще сегодня есть такая прекрасная вещь, как аудиокниги. Когда мы садимся в машину, то решаем, что будем слушать. Попсу не включаем. Это могут быть сказы Бажова, Киплинг, «Питер Пен», «Буратино». Часто это аудиоспектакли. Бывает, что советских времен. «Рики-Тики-Тави» я еще в своем детстве слушал.
– Они предпочитают аудиокниги бумажным?
Дмитрий: Нет, в бумажных книгах все-таки привлекают картинки. Недавно, после похода на авангардистов, Варя заинтересовалась историей искусства. Чем занимались художники «Мира искусства», чем кубисты, а чем передвижники. И мы читаем книгу, где все это объясняется. Понятно, что иллюстраций в ней не хватает, тогда идем к компьютеру, и я делаю ей подборку картин Репина, Сурикова. Или ее заинтересовал «Черный квадрат» Малевича. А я ей говорю: у него были и другие картины. И показываю.
– Компьютер полезен или он тормозит развитие ребенка?
Дмитрий: Он как минимум сажает зрение. У нас вообще своеобразная семья: когда я вечером прихожу домой, первое, что делаю – выключаю телевизор. Лучше пообщаться.
Наталья: Особенно, когда идет футбол (смеется).
Дмитрий: Компьютер бывает нужен детям не только для того, чтобы посмотреть, какой «танчик» можно заказать на «Озоне» или какой пенал с единорогом еще купить, но и для дела. Например, Варе в гимназии задали сочинение про бурых медведей. Нашей весьма большой библиотеки не всегда хватает для этого, и я говорю дочери, на какие нужно зайти сайты и что посмотреть.
– А телевизор они смотрят?
Наталья: Смотрят. Но Варя, например, до трех лет не подходила к нему вообще, потому что мы показывали ей диафильмы. А уже после для дочери неизбежно наступило время мультиков, и к ней вскоре присоединился брат.
– Чем диафильмы лучше мультиков?
Дмитрий: Знаете, что такое мультфильм? Это когда вы посадили ребенка перед экраном, и компания «Дисней» подарила родителям полтора часа свободного времени. А диафильм это принципиально другое: ребенок сидит у вас на коленях, вы крутите пленку, наводите резкость, читаете. Такая совместная деятельность.
– Какие мультики они смотрят?
Наталья: Мы сильно фильтруем репертуар. Они не смотрят все подряд, и больше сориентированы на отечественные картины. И на диснеевские, конечно. Сережа особенно любит российский мультфильм «Крепость» про осаду Смоленска в 1612 году. А Варе недавно очень понравилась новая картина «Балерина».
– Какую музыку дети слушают?
Дмитрий: У нас в машине есть разные музыкальные подборки. Одну из них я называю «военно-патриотическая». Так вот, как вы думаете, какая любимая песня Сережи? «С чего начинается Родина». Когда у него появился плеер и он накачивал в него музыку, это была песня №1. Воспитатели в восторге, а детсадовские друзья его не понимают. У них культ рэпа.
– А вместе брат с сестрой играют?
Наталья: То играют, то ссорятся. Но больше дружат. Недавно ехали в машине, и Сережа вдруг говорит: "Варя, я так тебя люблю". А Варя отвечает: "Сережа, я тебя тоже люблю". Я думаю: "Подольше бы! Через час ведь могут поругаться".
Дмитрий: Несколько недель назад был очень трогательный эпизод. У них есть копилочки с мелочью. Собирают на что-то. И Варе захотелось купить в магазине игрушек кошечку. Она посчитала свои «накопления» и поняла, что из 400 рублей, у нее есть только 240. Она приходит ко мне и просит добавить ей 160 рублей. Я говорю: "Нет, копи дальше". И тут влетает Сережа и задает вопрос: "Варя, сколько тебе не хватает?" Открывает свою копилку и отдает ей все свои деньги.
– Общие хобби способны укрепить отношения супругов?
Дмитрий: Мы с Натальей Сергеевной познакомились на почве любви к лошадям. Это произошло в конноспортивном комплексе в Сокольниках, где я занимался. Теперь мы вместе занимаемся своим конным клубом.
– Есть ли у вас собака?
Наталья: У нас два сенбернара и два ньюфаундленда.
– Вы предпочитаете взять собаку из питомника, а не из приюта?
Наталья: Мы берем собак из питомника, потому что у нас любовь к определенной породе. И еще: при выборе собаки очень важно знать, что она здорова. О четвертом псе мы узнали из объявления в фейсбуке. Здоровую полуторогодовалую собаку отдали на усыпление («слишком активный»). Не знаю, можно ли назвать его бывших хозяев людьми. Я не собиралась брать еще одного сенбернара, так как больше люблю ньюфаундлендов. Но подумала, что маленькой собаке или трехлапой проще найти семью: они вызывают больше жалости у людей. А такого слона пристроить сложнее.
– Дмитрий Викторович, вы оканчивали математическую школу. Что это вам дало?
Дмитрий: Хорошая школа отличается от плохой отношением ее учеников к образованию. Мне повезло. Там, где я учился, считалось, что умным быть круто: если ты лучше всех решаешь задачи, ты лидер в глазах одноклассников. А, значит, стоит полночи сидеть и решать их. Перспективы ребят, которые заканчивают такие учебные заведения, очень хорошие.
Мне бы крайне не хотелось, чтобы наши дети попали в атмосферу учебного заведения, где крутым был бы тот, у чьего папы шикарней машина, а у мамы крупнее бриллианты.
– И все-таки, вы явный сторонник именно математического образования. В одном интервью вы сказали: «Математическое образование дает умение видеть, какими величинами можно пренебречь, а какие оказывают на процесс серьезное влияние». Для всех ли детей полезны углубленные занятия математикой.
Дмитрий: Математическое образование – лучшее из любых его видов. После него можно получить какое угодно другое: выучить язык, изучить историю или биологию. При этом обратное едва ли возможно. Математика дает системность мышления.
– А вы бы хотели, чтобы ваши дети серьезно занимались математикой?
Дмитрий: Я бы хотел. Считаю, что это такая путевка в жизнь – мышление, приспособленное для чего угодно.
– Допускаете ли вы ситуацию, что дети отправятся получать высшее образование за границу?
Дмитрий: Исключить этого нельзя, но это крайне негативный вариант. Возникает вопрос: а зачем? На него есть единственный искренний ответ: для того, чтобы дети остались там навсегда. Если же предположить, что ребенок собирается работать в России, то и образование надо получать в России.
– Что цементирует вашу семью?
Дмитрий: Любовь.