Психолог Юлия ЛАБАСТОВА –
о том, как специалисты помогают семьям пережить одну из самых травмирующих ситуаций – развод:
- Один из самых сложных вопросов, с которыми люди обращаются к психологу, – это, конечно, поддержка ребенка и семьи в ситуации развода. В этом процессе, в любой его стадии (развод только планируется, развивается или уже случился), у всей семьи, и детей в том числе, происходит накопление огромного количества почти неуправляемых, разрушительных негативных эмоций. Страх, гнев. А далее – производные от них: стыд, обида, вина, ревность...
В основе всего этого процесса - острое нарушение чувства безопасности и разрушение привязанности (базы развития психики ребенка). Привязанность буквально трещит по швам и требует немедленной тщательной работы по восстановлению.
С кем работать в первую очередь? Что делать?
В первую очередь необходимо помочь семье определиться с собственным «планом реабилитации». Эффективнее всего системная работа, в которой участвуют и дети, и взрослые, сочетающая в себе индивидуальные, парные и групповые встречи.
В индивидуальной работе с детьми мы помогаем через игру, разговор, рисунок проживать и переживать свои чувства, осознавать свои тревоги и страхи, учим ребёнка прямым коммуникациям:
- как спросить о чем-то у мамы и папы,
- как сообщить о своих потребностях маме и папе,
- как договориться о чем-то с мамой и папой.
Но основная работа, конечно, должна вестись с родителями и всей семьей, а иногда – и с ее новыми членами. Перестройка всей семейной системы, налаживание нового образа жизни для всех членов семьи, выстраивание новых систем коммуникаций – процесс очень трудный и болезненный. Без помощи психолога он может затянуться на долгое время и причинить не только страдания, но и тяжелые психологические травмы и детям и взрослым.
Можно, конечно, в индивидуальной работе с ребенком «дуть на кипящий котел», чтобы ребенку хоть как то облегчить жизнь. Но все же эффективнее, грамотнее работать в первую очередь с родителями, ведь это их эмоциями подогревается вся ситуация, весь этот «котел».
Поэтому очень важна поддерживающая позиция психолога при обращении родителей. Очень важно не сваливать на родителей груз вины, и при этом очень четко проговаривать, что нужно делать, шаг за шагом, день за днем.
Очевидно, что отговорки «Я справляюсь, вы только ему помогите» (встречающиеся буквально на каждой консультации, связанной с разводом) являются следствием пока еще крайней нечувствительности к самому себе, признаком того, что родитель пока еще сам находится в шоковом состоянии утраты и боли.
Для всей этой огромной работы, конечно, нужно много знаний о работе с детьми, взрослыми, парами, семьями.
Что нам особо может пригодиться:
1. Понимание того, что развод – это УТРАТА.
Работа здесь во многом схожа с работой в горевании. Важно помогать каждому члену семьи осознавать и проживать все чувства, связанные с гореванием.
2. Понимание того, что развод – это КРИЗИС.
Старого уже нет, новое ещё надо построить. Основная задача – качественно простроить безопасную, стабильную, удовлетворяющую все основные потребности ребёнка и членов семьи бытовую жизнь и бытовое общение.
3. ПРИВЯЗАННОСТЬ.
Она является основой здорового развития личности ребенка, а это значит, что сейчас ей придется уделить особое внимание. Придется ее восстанавливать заново, и поэтому особо важно, чтобы все личное общение с родителями, к чему привык ребенок, должно как то удовлетворяться и в новой жизни. Если папа раньше каждый вечер общался с ребёнком, то и после разделения важно, чтобы он каждый вечер, по телефону, скайпу, по дороге из детского сада или школы продолжал общаться и т. д.
4. Понимание того, что СТАРЫЕ коммуникации сломаны и необходимо налаживать общение между разными членами семьи заново.
Это требует особого управляемого «процесса отладки». Сам по себе этот процесс может и не случиться. Поэтому работа «мастера по наладке отношений» тут просто незаменима.