Найти тему
TravelTripster

Отдых в Эквадоре: Фиеста Чонта

В Эквадорской Амазонии, в северной провинции Сукумбиос, располагается кантон Лаго-Агрио с административным центром в Нуэва-Лохе. Это обязательная остановка всех путешественников, отправляющихся в бассейн Амазонки для исследования берегов Агуарико, посещения экологического парка Перла и знакомства с культурой коренного народа кофан. Индейцы кофан - древние жители Амазонии - сами себя называют А’и, что значит «люди», и сегодня они представляют говорящую на западном тукано и чибча малочисленную этническую группу, признанную «хранителями джунглей».

Социальная система народа кофан устроена таким образом, что их общины состоят из патрилинейных групп, возглавляемых шаманами – политическими и религиозными лидерами, отвечающими за медицину, духовность, ритуалы и торжества. Одной из самых ярких традиций племени является апрельский праздник памяти предков и созревания плодов персиковой пальмы, Фиеста Чонта, центр проведения которого находится в сельском приходе Дурено. Основная идея фестиваля заключается в возвращении из джунглей главного героя фестиваля, называемого матачи (мудрецом Ваху). Каждый год матачи приходит из сельвы в племя, чтобы начать торжественную церемонию и в качестве владельца пальмы чонта поделиться экзотическими фруктами, обеспечивая приготовление ритуального ферментированного напитка чича-де-чонта.

Во время традиционных обрядов кофан носят национальную одежду ондиккухе – длиннополые рубахи с короткими рукавами. У мужчин костюмы синего или чёрного цвета, а цветовая гамма женского платья может включать любые яркие краски. Из аксессуаров используются оголовья с птичьими перьями и бижутерия – бусы, ожерелья и браслеты из натуральных материалов, семян, камней, зубов ягуара и волокон, причём мужчины украшают себя в разы больше, чем женщины. Лица участников фиесты раскрашиваются красной пастой, полученной из аннато, а в мочки ушей и нос вставляются перья попугаев.

Чича-де-чонта, предпочитаемый напиток фестиваля, отличается густой текстурой, жёлтым цветом и кисло-сладким приятным вкусом. Её готовят в большом деревянном чане, разминая камнем спелые плоды персиковой пальмы, имеющие размер мяча для гольфа, и добавляя тростниковый сок и чистую воду, после чего оставляют бродить в глиняных сосудах. Подают питьё в чашах пильче, сделанных из дерева или жёсткой оболочки некоторых тропических фруктов.

Не только чича-де-чонта сопровождает фестиваль. Для праздника готовят также маниоковую и банановую чичу и блюда из копчёного мяса, риса, маниока и арапаимы – гигантской пресноводной рыбы, являющейся основным ингредиентом кухни амазонских племён. Однако открывает Фиесту Чонта галлюциногенный напиток яхе (yage), ответственность за приготовление которого лежит на главном шамане. Ритуал приёма яхе достаточно опасен: при неумелом использовании растений он может привести к трагическим последствиям. Питьё состоит из отвара лианы аяуаски (Банистериопсис каапи) и кустарника чакруны (Психотрия виридис) – смеси, имеющей тысячелетнюю историю, мистическую и духовную сущность, лекарства, которое включает множество знаний о свойствах трав и галлюциноген диметилтриптамин. Согласно местным убеждениям, яхе должен употреблять только подготовленный человек, так как напиток заставляет видеть своё прошлое и будущее.

На следующий день после обряда яхе начинаются главные праздничные мероприятия: музыкальные и гастрономические конкурсы, игры и ремесленные ярмарки. Ритуальное возвращение матачи из джунглей завершается весёлыми танцами с пением куплетов и хороводами вокруг священных фруктов, чтобы чича лучше бродила. Это продолжается в течение нескольких часов. В это же время молодые люди общины играют в подобие волейбола с мячом, наполненным кукурузной шелухой, перетягивание каната, забираются на деревья на скорость и метают копья, подражая древним охотникам.

via traveltripster.ru