Найти в Дзене

Мавзолей и кюи – наследие гениального самоучки Курмангазы

Алтынжар в переводе с казахского – золотой берег, обрыв. Название поселения в дельте Волги, известного с середины XIX века, предположительно связано с находками изделий из драгоценного металла в местах погребений древних кочевников. Ежегодно более 25 тысяч паломников, отдыхающих и любителей истории из разных уголков Земли стремятся в это село на автобусах по трассе из Астрахани – одной из самых востребованных точек на маршрутах круизных теплоходов туроператора «ВодоходЪ». Круизы из Москвы в Астрахань
Круизы из Нижнего Новгорода в Астрахань
Круизы из Самары в Астрахань Славу центрального туристического объекта Астраханского региона принес селу видный издалека белоснежный мавзолей – единственный в России, построенный в восточном стиле. Это место паломничества почитателей погребенного здесь и легендарного еще при жизни казахского композитора, домбриста-виртуоза Курмангазы Сагырбайулы (Сагырбаева). Его влияние на развитие казахской музыкальной культуры сложно переоценить. Кстати, Курман

Описание: Мавзолей Курмангазы, село Алтынжар Астраханской области. Источник: ru.m.wikipedia.org
Описание: Мавзолей Курмангазы, село Алтынжар Астраханской области. Источник: ru.m.wikipedia.org

Алтынжар в переводе с казахского – золотой берег, обрыв. Название поселения в дельте Волги, известного с середины XIX века, предположительно связано с находками изделий из драгоценного металла в местах погребений древних кочевников. Ежегодно более 25 тысяч паломников, отдыхающих и любителей истории из разных уголков Земли стремятся в это село на автобусах по трассе из Астрахани – одной из самых востребованных точек на маршрутах круизных теплоходов туроператора «ВодоходЪ».

Круизы из Москвы в Астрахань
Круизы из Нижнего Новгорода в Астрахань
Круизы из Самары в Астрахань

Славу центрального туристического объекта Астраханского региона принес селу видный издалека белоснежный мавзолей – единственный в России, построенный в восточном стиле. Это место паломничества почитателей погребенного здесь и легендарного еще при жизни казахского композитора, домбриста-виртуоза Курмангазы Сагырбайулы (Сагырбаева). Его влияние на развитие казахской музыкальной культуры сложно переоценить. Кстати, Курмангазы – это имя великого кюйши (автора кюев – народных пьес для домбры), а Сагырбайулы – отчество, а не фамилия. Так принято у казахов.

Курмангазы (1823 – 1896) родился в семье бедняков, поэтому уже в 6 лет его отдали в услужение к баю – пастухом. Уже тогда будущий композитор виртуозно овладел домброй – грушевидным казахским щипковым музыкальным инструментом (родственником русской балалайки). В родном ауле Курмангазы на слух постигал секреты исполнения мелодий у заезжих кюйши, развивал технику домбриста.

В 18 лет Курмангазы – бродячий музыкант, он дает концерты в юртах и аулах, и вскоре молва о виртуозе-самоучке разносится по всей округе. В своих кюях молодой казах открыто критикует богатеев и сочувствует угнетенным: неудивительно, что очередным его жизненным опытом становится тюремный. Но и за решеткой Курмангазы не оставляют чаяния народа о независимости и свободе, любви к своей земле. Наиболее ярко это проявилось в кюях «Алатау» и «Лаушкен». Вершиной творчества Курмангазы считается кюй «Сары-Арка» – гимн бескрайним казахским степям и светлой тоске по ним.

Всего до наших дней сохранилось порядка 60 кюев авторства Курмангазы Сагырбаева. Притом что они передавались музыкантами из поколения в поколение, а нотные записи произведений Курмангазы Сагырбаева появились лишь в 20-х годах XVIII века, через 30 с лишним лет после его смерти.

Похоронен аксакал в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области. В 1979 году местный учитель истории Габдулгафур Досова предложил создать музей Курмангазы.

 Описание: Культурный комплекс Курмангазы Сагырбаева. Источник: theslim.livejournal.com
Описание: Культурный комплекс Курмангазы Сагырбаева. Источник: theslim.livejournal.com

Жители астраханских сел передавали в экспозицию музея семейные реликвии: документы, казахскую национальную одежду, предметы быта степняков. Открылся музей в 1986 году. Поначалу здесь было всего два зала: один рассказывал о творчестве Курмангазы, второй — о его последователях. Сегодня Региональный культурный центр имени Курмангазы – хранитель казахской культуры, настоящий исследовательский центр культурного наследия, истории, традиций Поволжья и Прикаспия.

Через 100 лет с момента захоронения великого композитора над его могилой поднялся белоснежный мавзолей, украшенный разноцветными национальными узорами. В 2003 году рядом с ним началось строительство нового культурного центра, включающего три круглых здания в стиле казахских юрт – точной копии кочевого селения. Так к музею добавились гостиница, конференц-зал, музыкальная школа и концертная площадка.

Туристический маршрут «Наследие Курмангазы» по этно-аулу начинается с угощения баурсаками – выпечкой казахской кухни и русскими хлебом-солью, гости знакомятся с прикладным искусством, обрядами, дегустируют национальные блюда казахов, посещают мавзолей Курмангазы и музей. И, конечно, для них звучат мелодии легендарного кюйши.