Найти тему
Ваш тайный советник

Звериное прошлое русского народа

Оглавление

Какую роль животные играли в жизни славян

Олег Николаев, кандидат филологических наук, культурный антрополог
Олег Николаев, кандидат филологических наук, культурный антрополог

О мифологическом восприятии животного мира нашими предками, о культе медведя и мужской силе зайца, о зверье чистом и нечистом, волшебном и пустяшном мы с побеседовали с кандидатом филологических наук, культурным антропологом Олегом Николаевым.

Растекаясь белкой по древу

Образы животных и птиц неизменно присутствуют в русских сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. А какое место вся эта живность занимала в мифологической картине мира, внутри которой существовали наши языческие предки?

— Что из себя представляла славянская архаическая традиция, связанная с представлением о Мировом древе как о центре мира, мы знаем лишь в самых общих чертах. По ряду косвенных свидетельств, таким древом был дуб (как у германцев, у финнов), который делил мир на три яруса — нижний, верхний и средний. Соответственно, все живые существа занимали на этих ярусах свои места. Описание такой модели мироздания встречается в «Слове о полку Игореве»: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». Таким образом, верхний мир символизирует орел, а нижний — волк, который относится к существам, связанным с подземным миром. Любопытно, что хтонические свойства волка сближают его… с гадами. В первую очередь со змеей. Согласно легендам, гады появились на свет из стружек от выстроганного чертом волка.

— А кто у нас в итоге по дереву «растекается» — мысль или все-таки мысь, которая белка?

— И так, и так будет верно. Дело в том, что в «Слове», судя по всему, описана не славянская, а скандинавская картина мира. В 70-е годы замечательный советский филолог Дмитрий Шарыпкин опубликовал несколько работ, посвященных скальдической традиции в «Слове о полку Игореве», и, в частности, доказал, что боян был скальдом. С чем, кстати, соглашались известные академики Дмитрий Лихачев и Александр Панченко. Поскольку поэзия у скальдов — гиперметафорическая, человеческая мысль у них могла уподобляться белке, которая бегает по стволу ясеня Иггдрасиль (так называлось Мировое древо у скандинавов). Отсюда, с позиций скальдов, что мысь (на псковском говоре «белка»), что мысль — примерно одно и тоже. Вообще, «Слово» абсолютно уникально «проговаривается» в отношении славянской мифологии. Таких любопытных сведений больше нет ни в одном из дошедших до нас из глубины веков текстов.

— А «Слову» можно верить? Его подлинность оспаривается чуть ли не с момента обнаружения.

— Лично я — не сторонник скептической точки зрения. Конечно, этот текст абсолютно ни на что не похож, но, судя по всему, он действительно был написан в конце XII века. В любом случае, всегда лучше верить, чем не верить.

Иггдрасиль — исполинский ясень (или тис), символизировавший для скандинавов устройство вселенной.
Иггдрасиль — исполинский ясень (или тис), символизировавший для скандинавов устройство вселенной.

Преподобный Исаакий, затворник Печерского монастыря (XI век), крестным знамением изгнал бесов в образе змей, диких зверей и тварей.
Преподобный Исаакий, затворник Печерского монастыря (XI век), крестным знамением изгнал бесов в образе змей, диких зверей и тварей.

От Бога волку на зубок

До того, как все звери и птицы расположились по своим ярусам-полочкам, были у славян животные, почитаемые как языческие божества?

— У нас, напрямую, — нет. Хотя, снова оговорюсь, мы о нашем язычестве вообще мало знаем. Но у существовавших языческих божеств однозначно имелись связи в животном мире. Например, у того же Велеса («скотий бог») — покровителя домашнего скота. Культ Велеса связан также и с медведем («хозяином животных»).

— Получается, Велес, он — и вашим, и нашим?

— Это нормально. К примеру, по народным представлениям, добычу волку давал Бог: «Что у волка на зубах — то Егорий дал». Егорий (святой Георгий Победоносец) охранял стада от диких зверей. Но и он же, одновременно, распределял добычу волков.

— О! Можно чуть подробнее о волках?

— В славянской мифологии у волка имеются глубокие архаические корни. Кстати, в том же «Слове о полку Игореве» есть такой герой — полоцкий князь-оборотень Всеслав Брячиславович. Он там, по сюжету, рыскает волком, пересекая дорогу Хорсу. А Хорс — это божество солнца, взятое нами от иранцев. По версии академика Владимира Топорова, князь Владимир был человеком хитрым, а потому в пантеон богов, который он создавал в 980 году, взял двух иранских богов — Семаргла и Хорса.

— И в чем тут хитрость?

— В Киеве тогда стояла хорезмейская конница, которая служила хазарам. Введя во многом родственных русским иранских божеств, Владимир, явив дипломатический талант, в итоге перетащил эту конницу на свою сторону… Так вот, Всеслав Полоцкий — это образец древнего представления об оборотничестве: волк противостоит солнцу, идет как бы ему поперек.

Но в целом истории о волках-оборотнях — таких, каких мы знаем, скажем, по «Вию» Гоголя, по украинским историям о волколаках, — они не вполне в русской традиции, и у нас особо не прижились. А если и существуют, то уже как элементы массовой культуры, мало имеющие отношение к мифологии. Зато у нас сохранились некоторые представления об оборотничестве медведей (в знаменитой советской киносказке «Морозко» этот мотив был очень эффектно обыгран). К медведю на Руси всегда было особое отношение. Отдельные исследования свидетельствуют, что у славян-язычников существовал культ этого животного: в меньшей степени у тех, что жили на современной европейской части России, и в большей — у жителей Сибири. В традиции практически всех сибирских народов было отмечать так называемые медвежьи праздники, которые представляли собой огромное театрализованное ритуальное действо. Более того, некоторые народы, скажем ханты, справляют их до сих пор.

Как зовут медведя?

С чем связано особое отношение именно к косолапому хищнику?

— В первую очередь с его внешней похожестью на человека (как говорят в Сибири, «если ободрать — чисто человек»). По этой причине существовало огромное количество историй о том, как женщина, заблудившись в лесной чаще, начинала жить с медведем. Этот сюжет перекочевал и в сказки, где богатыри частенько рождаются от связи с лесным зверем. Любопытно, что медведь нам и по сей день не известен по своему настоящему имени. Как его зовут — мы не знаем.

— То есть?

— Медведь — это «тот, кто ведает медом». Живет он в берлоге, что, в принципе, указывает на германское название (от слова «бэр»), но как славяне звали его на самом деле — неизвестно. В свое время академик Борис Ларин высказал весьма остроумную точку зрения, согласно которой, как ни странно, наиболее близким к настоящему имени медведя является имя Мишка. В том числе потому, что по-болгарски медведь — «мешка». Но поскольку для нас, в русском языке, «Мишка» — это прежде всего мужское имя, мы решили, что это не более чем просто фамильярное обращение к медведю. Хотя, возможно, это и в самом деле его подлинное имя.

Медведь присутствует в самых разных славянских мифах, представлениях, запретах, верованиях в его магическую силу. К примеру, существовало поверье, что если обвести медведя вокруг дома, то он отведет беду и защитит дом от нечистой силы. Согласно народным преданиям медведь считался брачным символом. Неслучайно у Пушкина, в «Евгении Онегине», в святочную ночь медведь является во сне Татьяне — это к замужеству. А охотники знали, что на своем веку убить можно не более сорока медведей. Ибо 41-й убьет уже тебя самого.

— Это идет от якобы негативного заряда, содержащегося в числе 40?

— Да, в русском сознании это число обладает мифологической аурой. Русский человек предпочитал считать только до сорока — дальше опасно. Потому и вели счет «сороками». Отсюда фразеологизм «сорок сороков». Можно по-разному к тому относиться, но вот вам показательный пример — 1941 год. Или сложившееся устойчивое выражение «сороковые роковые». Этот мотив также обыгран в фильме «Сорок первый», снятом по одноименной повести Бориса Лавренева.

Как отмечал знаменитый филолог Владимир Пропп, сказки о животных создавались в очень древние времена и по своему происхождению были связаны с тотемизмом — мировоззрением первобытных охотников, почитавших священными некоторых животных и веривших в их сверхъестественную связь со своим родом. 
Виктор Васнецов. «Иван-царевич и серый волк» (1889)
Как отмечал знаменитый филолог Владимир Пропп, сказки о животных создавались в очень древние времена и по своему происхождению были связаны с тотемизмом — мировоззрением первобытных охотников, почитавших священными некоторых животных и веривших в их сверхъестественную связь со своим родом. Виктор Васнецов. «Иван-царевич и серый волк» (1889)

Эротические зайцы

Как гласит легенда, Пушкин, будучи в ссылке в Михайловском, узнал о готовящемся восстании декабристов и выехал в Петербург, чтобы принять в нем участие. Но неожиданно дорогу перед санями перебежал заяц, что по местным обычаям считалось дурным предзнаменованием, и Пушкин повелел возвращаться домой. С чего вдруг миленький и трусливенький зверек — к несчастью?

— Заяц наделен магией и тесно связан с нечистой силой. По легендам, также как и волк, он создан чертом и служит ему. Поэтому существовал запрет употреблять в пищу мясо зайца — как животного «нечистого». Вместе с тем заяц в народных представлениях связан с фаллической символикой.

Неожиданно. Хотя… Наверное, это как-то связано с плодовитостью зайцев-кроликов?

— Скорее всего, да. На свадьбах исполнение песен, в которых фигурирует заяц, нередко было связано с обрядом брачной ночи и определением «честности» невесты. Сон о пойманном зайце предвещал женщине беременность. А сны, в которых зайцы присутствуют в каком-то ином качестве, сонники толковали как предстоящую женитьбу, блудодейство или «грех с женою». До нас дошло немало и, скажем так, эротических поговорок и присказок, в которых упоминается заяц. Я бы мог процитировать парочку, но у вас издание «12+».

— Вот тебе и сказочно-мультяшный персонаж.

— Кстати, в наших сказках заяц — да, вечно трусливый. А вот в африканских — напротив, этакий супермен, от которого вся саванна стонет. Но не будем забывать, что сказочный мир далек от реальности. Потому что в реальности, скажем, лиса не более хитра, чем прочие животные, а волк поумнее многих иных будет.

— Если вспомнить, как волк деятельно помогал Ивану Царевичу, — то конечно.

— Волк помогает Ивану в волшебных сказках. А они — уже лубочного, книжного происхождения. И, скорее всего, не имеют народных корней, хотя народ их принял и ввел в обиход. Но есть особый жанр сказок о животных, который называли пустяшным. Такие сказки, как правило, делались по принципу бессмыслицы: кто-то кого-то обманывает, кто-то кого-то съедает и т. д. Вот в них волк чаще всего придурковатый и, будучи битым, «небитого везет».

Видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, к женитьбе или замужеству.Константин Коровин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин». Сон Татьяны (1899)
Видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, к женитьбе или замужеству.Константин Коровин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин». Сон Татьяны (1899)

Мечта о волшебной стране

А как насчет мифологических животных?

— Они тоже, в основном, авторского происхождения и пришли в фольклор из древнерусской письменности, а та, в свою очередь, во многом восходит к византийской традиции. Например, птицы, живущие в раю: Сирин, Алконост, Гамаюн... Через ту же Византию добиралась до нас и античная традиция. Так что знали на Руси и китовраса (кентавра), и единорога, и левиафана… Мало того, бытовало еще и несколько текстов, посвященных земному раю. Прежде всего — знаменитое «Сказание об Индийском царстве», которое было известно всей Европе, а к нам попало примерно в XIII–XIV веках через Сербию.

Индийское царство — это некая благословенная земля, где царит полная справедливость и где, в том числе, живут все эти небывалые замечательные звери — и единороги, и слоны, и птица Сирин, и птица Феникс… Вся Европа это Индийское царство постоянно искала. Взять то же путешествие Колумба — там не только в шелках и пряностях дело было, но и в поисках благословенного царства. Ну а у наших старообрядцев представление о нем трансформировалось в представление о Беловодье — об утопической чудесной стране, расположенной где-то на юго-востоке, с богатыми землями и красивой природой, стране, свободной от гнета бояр и «гонителей веры», где главенствуют добродетель и справедливость.

Беседовал Игорь Шушарин

_______________ * * * _______________

Почему нельзя убивать пауков
Существует народная примета: увидеть паука — письмо получить. А еще раньше появилось поверье о том, что паука убивать нельзя. Причина, согласно народным легендам, в том, что паук носит (доставляет) грехи к Богу.

____________________________________

Ласточка хорошая, воробей плохой
В славянской традиции многие животные и птицы со временем стали трактоваться исходя из событий Священного Писания. Например, воробьи считаются плохими. Потому что своим чириканьем воробей выдал Христа преследователем, а потом и вовсе приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал: «терпи, терпи!». Ласточки же, наоборот, старались избавить Христа от мучений — они кричали: «умер, умер!», похищали гвозди и вынимали колючие тернии из тернового венца. Как результат — ласточка считается чистой, святой птицей, приносящей счастье. До недавнего времени в деревнях на фронтонах домов обязательно делали специальное маленькое окошечко (дырочку), чтобы ласточки прилетали и селились под крышей.

Читайте больше интервью с интересными людьми на нашем сайте!
http://history1.ru/interview