Найти тему

Социальна психология для чайников. Начало.

Дабы разнообразить унылый мартовский будень и развлечь себя в процессе подготовки к поступлению, перекладываю с академического на человеческий билеты экзамена.

Вопрос сегодняшнего дня: откуда взялась социальная психология, кто ее оттуда достал и не надо ли убрать ее обратно?

Те, кто зубрил философию и читал "Государство" Платона могут валить все на него. По слухам, именно там занудный грек задел за живое вопрос о влиянии социума на жалкого индивида. Те же, кто Платона не читал, могут просто сказать, что социально-психологические идеи можно откапать аж в античных трудах. Там же можно откапать большинство современных идей психологии, так что, если ты все забыл, то туманно отсылай экзаменатора к бородачам в туниках, вдруг прокатит.

Если же ты, о чудо, знаешь историю Нового времени, то пусти пыль в глаза и упомяни между прочим Гегеля и Руссо. В Новом времени философы вообще нормально так озаботились социальными проблемами. Во-первых, устали держать шапки монархам и искали какую бы теорию подтянуть под грядущие и текущие революции, а, во-вторых, мореплаватели пооткрывали новых земель и народностей, и бытовавшие ранее представления о том, что из себя представляет "человек нормальный", дали культурную трещину. Нужно было искать теорию для объяснения различий.

К концу 19 века все эти вопросы и наблюдения скопились в двух молоденьких (аки студентки) дисциплинах: социологии и психологии.

Социология изучала общества, институты и группы. Но в этом изучении самого человека, увы, было не видно. Для социологии мы просто представители этнического большинства, бытующего на европейской части России, и ей не интересно то, как мы себя от этого чувствуем. Максимум социология заинтересуется моими чувствами только для того, чтобы посчитать какую-нибудь среднюю удовлетворенность и зарплату по стране. Короче, жестокая наука.

То ли дело психология, вот уж кого должны волновать души моей порывы. Но нет, в психологии конца 19 века от изучения души, как предмета психологии, уже отказались в пользу сознания. Потом в начале 20-го века предмет изучения перекинулся на поведение и бессознательное человека. О душе бы совсем позабыли, если бы ее не спасли гуманистические течения и экзистенциальные направления в психологии.

Из абзаца выше внимательный читатель может заметить, что психологи, вместо того чтобы заняться делом, много лет выясняли, что же в человеке является предметом их науки. Понятно, что с такими разборками, им было не до взаимодействия человека и социума.

Социальная психология появилась где-то там на перепутье, где социологам было уже слишком мелко, а психологам уже слишком крупно. Появилась она для того, чтобы изучать взаимное влияние социума и человека друг на друга и понять роль человека в этом мире.

А теперь представьте себе, 50 лет психологи работали с индивидами, а потом оказалось, что если в лабораторию посадить двух индивидов, то они начинают взаимодействовать, и изучать их становится веселее. Так что до кучи социальная психология изучает виды общения и отношения. Например, индивиды могут не сойтись в мнениях и поругаться, так что экспериментатору придется их мирить. Здесь социальные психологи вздохнули и включили в изучаемые проблемы еще конфликты и способы их разрешения.

Осталось замолвить еще одно доброе слово о самих социальных психологах. Нигде до этого человеческая предвзятость и ханжество не оказывали такого влияния на научные исследования. Вот, например, ты - социальный психолог с другого района, можешь пойти и провести эксперимент, который докажет, что в нашем районе пацаны не такие модные, как у вас, и больше склонны к агрессивному поведению, так как у нас на районе нет кинотеатра. Чтобы такой фигни не происходило, все социально-психологические исследования принято проверять в тех же условиях на других группах, а еще лучше руками другого экспериментатора. Это я к чему? Это к тому, что отвечать, если препод спросил про особенности исследований в социальной психологии. В следующей серии расскажу об этапах развития социальной психологии.