ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ В СВОЕМ НЕДАВНЕМ ПОСЛАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ ОЗВУЧИЛ ПОРУЧЕНИЕ ПРИНЯТЬ ПАКЕТ ЗАКОНОВ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ УЖЕ В ВЕСЕННЮЮ СЕССИЮ 2019 ГОДА. ОСНОВНЫМ ИЗ ЭТИХ ЗАКОНОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОЖИДАЕМЫЙ УЖЕ БОЛЕЕ ГОДА ВСЕМИ ИГРОКАМИ РЫНКА КРИПТОВАЛЮТ ЗАКОН «О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ».
Материал с сайта ib-magazine.com
Почему его так ждут, какие ожидания и опасения связаны с принятием этого закона, нужен он интернет-сообществу и компаниям в России или нет — на эти и другие вопросы мы попросили ответить экспертов и игроков рынка.
Предыстория вопроса.
В своем февральском Послании Совфеду Президент поручил принять закон «О цифровых финансовых активах» до 1 июля 2019 года.
Однако юрист и фаундер Cryptolex Павел Егоров обращает внимание на то, что упомянутый срок является уже вторым по счету сроком, отведенным на разработку и утверждение законодательства РФ в сфере цифровой экономики.
Так, в октябре 2017 года Президентом был утвержден перечень поручений по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере, согласно которому в срок до 1 июля 2018 года определениям «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт» должен был быть дан соответствующий статус.
В отведенный срок поручение не было выполнено.
«Данное обстоятельство обусловлено сложностью регулирования технологий, не имеющих ранее аналогов, отсутствующей практикой их применения и сложностью определения экономической сущности перечисленных цифровых инструментов», считает Павел Егоров.
Дмитрий Артимович, экс-гендиректор ChronoPay, автор книги «Электронные платежи в Интернете» считает, что есть и другие причины затягивания этого вопроса.
«Государство не особенно хочет определять криптовалюты как законное платежное средство — ведь оно не контролирует эмиссию криптовалют, и поэтому не может получать доход от нее (говоря простым языком, когда государство печатает деньги и частично финансирует ими свой бюджет, при этом держа инфляцию в строго отведённых рамках — стимулируя население тратить или вкладывать деньги)», утверждает он.
Вероника Вовк, старший юрист GMT Legal отмечает, что в данный момент законопроект о цифровых финансовых активах прошел только первое чтение и каких-либо поправок со стороны профильных комитетов Государственной Думы в официальное опубликование не поступило.
«Данный законопроект призван ввести терминологию явлений на криптовалютном рынке. В частности, вводятся понятия криптовалюта как вид цифровых финансовых активов (ЦФА), токен, биржа как оператор ЦФА, майнинг, смарт-контракт», говорит она.
Также Вероника Вовк добавляет:
«Несмотря на прохождение законопроекта в первом чтении, необходимо отметить, что текст объективно достаточно сырой, разработчики стремились внести на рассмотрение его как можно скорее и в дальнейшем его проработать с помощью поправок.
В целом, можно выделить такие спорные моменты, как приравнивание майнинга к предпринимательской деятельности с учетом установленных лимитов по электроэнергии. Не определён оборот криптовалюты в тексте, а сделан упор именно на регулирование отношений только с использованием токена, включая его обмен на рубли и иностранную валюту.
При этом норм, касающихся оборота криптовалюты, осуществления прав и исполнения обязанностей по смарт-контрактам законопроект не содержит.
В отношении регулирования токенов разработчики законопроекта уделил внимание токенам, выпущенных на территории России, в то время как большинство проектов действуют за рубежом, остается открытым вопрос, можно ли инвесторам обменивать эти токены здесь. На мой взгляд, ответ будет отрицательным».
Виктор Першиков, ведущий аналитик криптокорпорации MINE считает, что Поручение Президента РФ о принятии законопроекта о цифровых активах до 1 июля 2019 года ставит законотворцев в крайне неудобное положение.
«Доработка этого документа и его принятие затягивались не только потому, что многие аспекты законопроекта остаются до конца и необсужденными (например, вопрос налогообложения), но и потому, что степень взаимодействия законодателей с участниками рынка была невысокой и усилилась в последнее время только благодаря таким ассоциациям, как РАКИБ, в которую входят многие участники блокчейн-рынка в России. Это наложило свой отпечаток на то, в каком виде законопроект подошел ко второму чтению: по сути, им попытались зарегулировать сферу майнинга, проигнорировав остальные аспекты блокчейна, например – криптовалюты, добываемые в процессе майнинга. В настоящее время очень большое количество вопросов в рамках законопроекта остаются нерешенными, поэтому ожидать в столь короткие сроки принятие закона, устраивающего и бизнес, и власть, мне кажется маловероятным событием. Скорее всего, закон будет принят в каком-то виде, однако ожидать, что он устроит участников рынка, не приходится».
Владимир Попов, создатель компании Synergis и автор книги «Блокчейн философия»с сожалением высказывается об упущенном Россией времени:
«За тот период подготовительной работы, в который было создано множество рабочих групп, экспертных советов, разного рода собраний и прочего, по сути мог развиваться бизнес. А вместо этого у нас ICO проходят в юрисдикции любой, кроме РФ; майнинг, где даже крупным компаниям тяжело настроить безналичный оборот; блокировки сайтов Роскомнадзором; фактический рейдовый наезд на криптоматы по всей России; решение ВС РФ в угоду ФАТФ, которое не дало понятие криптовалюте, зато де факто — ещё и снова ограничило возможности для её оборота; а равно и куча ненормативных актов от Минфина, МВД, Росфинмониторинга, ФНС и прочих органов, которые не просто между собой не связаны, а противоречат друг другу. Скажем, когда Минфин утверждает, что нужно платить налоги от сделок с криптовалютой, а ЦБ и ВС РФ, Росфинмониторинг, МВД и СК утверждают, что сделки такие являются подозрительными, а ФЗ №115, КоАП и УК, вроде, никто не отменял».
ЧЕГО ЖЕ ОЖИДАЮТ ОТ НОВОГО ЗАКОНА «О ЦИФРОВЫХ АКТИВАХ» ИГРОКИ РЫНКА?
В мировом масштабе сложно ожидать какого-то существенного влияния российской цифровой экономики на общее положение дел.
Артем Кольцов, председатель Экспертного Совета по цифровой экономике и блокчейн Госдумы говорит:
«Профессиональное сообщество, к сожалению, так и не увидело новый вариант законопроекта с поправками, поэтому сложно говорить на данном этапе какое будет воздействие на рынок. Регулирование в России точно никак не повлияет на мировую ситуацию, так как первыми мы уже не стали с точки зрения крипто-финансового законодательства, а «правила игры» для майнеров вообще упущены в законопроекте, хотя дешевое электричество — основное преимущество нашей страны. На локальном рынке больше всего неудобств законопроект может доставить ОТС-платформам».
Скептически эксперты отзываются и о влиянии даже на российский рынок.
Владимир Попов:
«Что изменится для игроков рынка после принятия закона о цифровых активах?
Ничего. И это — самое прискорбное: мы вновь имеем надуманные статусы операторов, которые противоречат самой сути криптовалют и токенов. Подобный подход был пролоббирован в ФЗ №161 “О национальной платёжной системе” — и что получили? Ничего, кроме явной монополизации рынка и ухода малого и среднего бизнеса в оффшоры.
Кроме того, за пять лет работы и два года плотного обсуждения трёх законопроектов юридическая техника не стала лучше, скорее наоборот. Один тот факт, что в первом чтении, скажем, проект “О цифровых финансовых активах” принимался на 8 листах, 5 из которых технические, говорит о ложности заявленных понятий и категорий».
В целом это мнение поддерживает и бизнес-аналитик криптобиржи Latoken Алексей Коршунов:
«Думаю, что для крупных игроков ничего не изменятся. Многие криптопроекты находятся вне Российской юрисдикции и ориентированы на международный рынок».
Однако он считает, что есть и плюсы:
«Для мелких спекулянтов и проектов, выпускающих свои утилиты-токены, появятся предпосылки для законной торговли и привлечения инвестиций в России. Цифровые активы начнут выходить из серой зоны экономики», говорит эксперт.
При этом он отмечает, что в законопроекте по прежнему содержится много нерешенных противоречий и отмечает, что положительного влияния на рынок следует ожидать после написания всех подзаконных актов основным регулятором — Банком России.
Плюсы для проведения ICO и противодействия мошенничеству отмечает и Дмитрий Артимович:
«Законопроект вводит понятие «Оператора обмена цифровых активов» и по сути легализует рынок ICO. Любое юрлицо в России, подходящее по критериям, сможет выпускать свои цифровые акции (токены) и торговать ими на биржах вполне официально — привлекая финансирование. Это на мой взгляд шаг вперёд, так как порог входа на фондовую биржу сейчас достаточно высок — дорогостоящие аудиторы и накладные расходы.
А владельцы цифровых активов должны буду идентифицировать себя, что положительно скажется в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путём».
Адвокат Дмитрий Зацаринский обращает внимание на то, что пока рано говорить о влиянии закона на бизнес и пользователей.
«Если данный закон будет принят с учетом мнения всех участников рынка криптовалют, то он будет достаточно эффективно работать. В настоящее время проект закона небольшой и не способен урегулировать все проблемы рынка криптовалюты, а их достаточно много, следовательно, он может претерпеть существенные изменения», говорит адвокат.
Вероника Вовк уточняет:
«Для игроков рынка принятие закона будет означать, с одной стороны, легализацию их деятельности на территории РФ, с другой стороны, придется согласиться с ограничениями, которые предлагает законопроект».
Однако она рассматривает действие законопроекта скорее негативно в случае его принятия в первоначальном виде:
«Ожидаю, что данный законопроект не получит широкого распространения, если будет принят в первоначальном виде. Инвесторы и разработчики так и останутся за бортом нашей юрисдикции. Негативным моментом также является принятый 5 марта 2019 года во втором чтении другой законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором не оказалось понятия «цифровые деньги», а именно этот термин вводил криптовалюты в ГК РФ. Таким образом, законодатель стремится сузить применение законов в понятной и удобной для него области с учетом развития программы по цифровой экономике. Криптовалюты и выпуск токенов — это неисследованная часть рынка и очевидно, что власти не стремятся ее глубоко изучать».
Экономист и известный ведущий многих мероприятий в криптосфере Евгений Романенко высказывается еще жестче:
«Если вы хотите представить, как выглядело бы создание «государственного интернета» в «нулевых», ознакомьтесь с предлагаемым законопроектом. Налицо попытка принять хотя бы что-то, дабы выполнить августейшее поручение. В основе этого «чего-то» угадываются очертания белорусского Декрета №8 «О развитии цифровой экономики». Троечники умеют лишь списывать.
Специалисты по рынку ценных бумаг с аттестатами уже несуществующей ФСФР ощутят себя в родной среде. Лейтмотив — попытка переноса логики рынка ценных бумаг на криптофеномены. Которые авторами законопроекта воспринимаются исключительно как инвестиционные инструменты. Такой подход успешен не более, чем перенос логики ТАСС на интернет или Почты России на емэйл».
Из толкового же он отмечает признание цифровых финансовых активов имуществом.
«Соответственно, все правила гражданского оборота имущества должны быть применимы. И на том спасибо», говорит Евгений Романенко.
Однако экономист скорее недоволен законопроектом:
«Не покидает ощущение того, что техзадание на законопроект согласовывали крупные институциональные инвесторы, которым не терпится включить криптоактивы в свои портфели».
Резюме.
В целом эксперты оценивают перспективы регулирования криптоэкономики в России скорее негативно, обращая внимание на множество факторов.
Алексей Коршунов:
«Позитивные ожидания от нового закона нивелируются общей ситуацией на российском рынке. Особенно после ситуации с Baring Vostok. Регуляция крипты кажется созданием рычагов влияния для будущих прецедентов»
Артем Кольцов:
«В целом, классическое регулирование не очень подходит криптовалютной сфере, так как все же основной смысл — перемещение ценности без границ, но надо признать, что ни одна страна на данном этапе ничего интересного не предложила.
С моей точки зрения, отличная инициатива — мировая «песочница», подобные шаги могут предложить глобальную «рамку» использования крипты, сохранив ее миссию и свойства».
Его поддерживает и Виктор Першиков:
«Нужно отметить, что главная проблема данного законопроекта заключается в попытке притянуть текущие экономические и законодательные нормы России к новым экономическим реалиям децентрализованных блокчейн-сетей».
Основатель Бизнес-клуба CSHP Ольга Дворецкая считает, что если принимать закон о криптовалютах, то только с максимальным учетом интересов бизнеса:
«В диалоге между бизнесом и властью последнее слово остаётся за властью — в связи с тем, что именно Власть ответственна за формирование законов.
Сфера криптовалют и нематериальных активов, таких как цифровое право собственности, цифровое имущество, токены — уже давно используются в международном формате. И те страны, которые предоставляют нормативную базу моментально становятся центром внимания международного сообщества.
Я считаю, что закон о цифровой экономике должен быть создан и принят в пользу бизнеса. Максимально в пользу бизнеса. Пусть эта сфера вообще не будет облагаться налогами, но увеличивая доходы граждан, эта сфера может стать локомотивом развития всей экономики в целом. И как следствие увеличить ВВП».
Евгений Романенко же полагает, что «нормальные» пользователи и вовсе перейдут в полностью децентрализованный мир.
«В старом же мире «госинтернета» останутся исключительно подневольные пользователи и «конструкторы оксюморонов».
Редакция IBMagazine
Больше материалов на ib-magazine.com