Их мужья поставили на кон все: имя, состояние, будущее своих семей. И проиграли. Общество отвернулось от государственных преступников.
А их жены, женщины лучших дворянских фамилий России, добровольно отказались от всех благ своего положения, чтобы только быть рядом с мужьями. Отправились добровольно на каторгу.
Боже мой! Да что там от всего отказались! А от детей, рождённых ранее?! Детей было запрещено брать с собой в Сибирь. А ещё подписались они под горестной судьбой своих детей будущих, когда отправились за мужьями. Согласно приговору, все дети декабристов, рожденные в Сибири, становились государственными крепостными крестьянами и приписывались к сибирским заводам. Как могли дворянки пожелать такой участи родным детям?
И сразу в голове возникает протестное:"Это невозможно, это безумие и преступное легкомыслие. В современном мире немедленно осудили бы женщину, сделавшую подобное, не поняли бы никогда, завалили бы советами о том, что надо думать прежде всего о детях, что не станет мужу легче, если рядом будет страдать семья..."
А может, и нет уже таких женщин в современном мире, остались только здравомыслящие?
Но кажется мне, что и сейчас есть они, только тихие истории этих женщин и рассказать некому. Это когда рядом не благодаря, а вопреки - с больными, инвалидами, да просто с неудачниками, не нашедшими себя в этой жизни, проигравшими и все потерявшими.
И если жизнь рядом с инвалидом люди ещё милосердно простят, то сосуществование рядом с неуспешным человеком осудят обязательно:
сама дура, надо было думать, не смогла хорошо устроиться...
А ведь с точки зрения подавляющего большинства современников тех далёких протестных событий, декабристы даже не просто неудачники, они страшные преступники...
Тогда почему нам так близка преданность их недальновидных жен?
Их неразумная любовь и жертвенность , спустя столько лет, бесконечно трогает сердце и душу. И верю: многие наши женщины сохранили в себе эту пособность любить. По-настоящему любить. Вопреки всему.