Да, уважаемые читатели, вы правильно поняли, и я действительно выполняю под заказ дипломные проекты для выпускников юридических институтов, которые они, по задумке нашего Министерства Образования, должны выполнять сами.
Предвосхищая возможный шквал вашего справедливого негодования в мой адрес, который (и я сам это прекрасно понимаю) более чем уместен и обоснован, могу сказать лишь одно: в тот момент, когда я решил заниматься этой деятельностью (я тогда учился на последнем курсе академии), я руководствовался сугубо прагматическими соображениями - успев к тому моменту окончательно разочароваться и в самой системе высшего образования, и в подавляющем большинстве тех людей, которые в нее за этим образованием приходят, я все же прекрасно понимал, что никаких изменений (по крайней мере в лучшую сторону) в этой кошмарной ситуации в ближайшее время не предвидится, а спрос в данном сегменте рынка настолько высок, что не попытаться его удовлетворить, имея такую возможность, было бы огромной глупостью.
Сейчас я полностью уверен в том, что эта проблема, при всей ее кажущейся простоте, обусловлена 2 главными факторами, не позволяющими не только ее окончательно разрешить, но и хоть сколько-нибудь повлиять на ситуацию в современных реалиях..
Помните в предыдущем посте я говорил о двух вещах, в которых меня глубоко убедили несколько лет взаимодействия со студенческим контингентом?
Сегодня я бы хотел порассуждать с вами о первой из них.
1. Высшее образование - это бизнес.
Причем одна из крайне прибыльных его ниш. Кому-то может показаться, что в предоставлении образовательных услуг на коммерческой основе тем людям, которые в них нуждаются, нет никакой проблемы, ведь в условиях рынка любая качественно предоставляемая услуга должна оплачиваться, и высшее образование - не исключение...
Не будем вдаваться в тонкости экономики и предположим, что в нынешних реалиях это действительно так. Однако, как вы сами понимаете, своего рода "поставщиком" образовательных услуг в этом случае выступает само государство (за исключением тех редких случаев, когда образовательное учреждение открывается по частной инициативе), а "потребителями" - будущие специалисты и профессионалы в самых различных областях человеческой жизнедеятельности.
Хм, ну что ж, все как будто бы хорошо, все как будто бы на своих местах...Только мы часто забываем о том, что основной целью ЛЮБОГО бизнеса (в том числе и бизнеса государственных масштабов) является в первую очередь получение прибыли и только потом - закрытие объективно необходимых (или объективно имеющихся) потребностей населения, удовлетворение его актуальных интересов и далее по списку. А вот из этого правила уже нет исключений...
Поэтому тот факт, что предоставление образовательных услуг - это форма коммерческой деятельности, осуществляемая от лица и в интересах всего государства (а не конкретных предприимчивых дельцов), ни коим образом не может изменить устоявшегося соотношения. Соответственно, рынок образования - это классический торговый механизм, просто в специфичном сегменте и со специфичной услугой.
Не сомневаюсь, что вы и без меня всё это прекрасно знаете и понимаете. Пишу же я об этих, на первый взгляд, скучных и очевидных вещах только лишь затем, чтобы обеспечить и себе и вам возможность наиболее системных и всеобъемлющих размышлений о данной проблеме в дальнейшем. Ведь согласитесь, куда интереснее и полезнее дознаваться до самой сути вещей и формировать в своем сознании правильное, логически обоснованное отношение к той или иной проблеме и способам ее разрешения, чем просто констатировать сухие факты, о которых можно прочитать в любом доступном источнике.
Уверен, вы будете крайне удивлены, услышав "из первых уст" о том, какие далеко идущие последствия порождает в реальной жизни эта голая теория!
Если вам интересно следить за развитием моих мыслей - подписывайтесь на мой канал, буду всем очень рад! - ПОДПИСАТЬСЯ