В мае прошлого года (в № 304) наша газета писала об армянском артефакте, который бережно охраняется в Татарстане. Надгробием XIV века уже несколько лет подряд занимаются исследователи, краеведы, администрация Камско-Устьинского района, армянская община и просто неравнодушные люди. Среди них руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского района, блогер и администратор группы в ФБ «Мобильные краеведы Татарстана» Сергей Головин, который активно продвигает этот вопрос.
Также были направлены письма в соответствующие республиканские органы для изучения проблемы и получения необходимых согласований на его перенос. Примечательно, что дальнейшая судьба артефакта обсуждалась еще и с представителями православной церкви и руководством Национальной культурной автономии армян Республики Татарстан.
Изначально предполагалось осуществить перенос камня в два этапа: сначала оторвать его от земли, а затем транспортировать по льду водохранилища. Кстати, прошлым летом активисты и волонтеры тоже разработали несколько вариантов. Но ни один из них не подходил для транспортировки в условиях специфического рельефа местности. Вдобавок ко всему некоторые проекты были достаточно затратными из-за применения спецтехники. «А ведь еще год-два, и камень может рухнуть в реку вместе с оползнем. И тогда мы потеряем этот исторический артефакт навсегда», – искренне переживал Сергей Головин, одновременно подчеркивая, что работы по спасению древнего надгробия надо начать как можно скорее. И желательно в зимнее время, что значительно сократит финансовые расходы. Да и сам процесс можно будет осуществить гораздо меньшими силами. Поскольку в этом случае самым оптимальным вариантом представляется способ спуска камня на снегоходе по пологому склону, а далее транспортировать его по льду до причала, где уже можно использовать спецтехнику.
В праздник Крещения Господня, 19 января, участники экспедиции завершили то, о чем долго мечтали.
Эта история попала в местные СМИ, в том числе и в издание «Волжские зори», где было подробно рассказано о ходе проведенной операции. «К месту нахождения камня энтузиастов доставил на своем снегоходе местный житель Константин Бакунин. Доехав до берега, участники поднялись по крутому склону по пояс в снегу на холм, где расположен камень, откопали и стали с помощью ломов и лопат окапывать его. В ходе раскопок выяснилось, что он завалился на бок и глубоко вошел одной стороной в землю. Удивительно, но земля под метровым слоем снега не промерзла, и, в целом, копать было относительно легко», – сообщает тамошний репортер. Опуская технические подробности, стоит отметить, что работа оказалась довольно трудоемкой. Очень помогли специалисты-такелажники, которых выделил директор местной ремонтной базы Наиль Вазыхов. Забегая вперед, скажем, что в конце января его назначили главой района. «Воистину «Армянский камень» чудотворный», – говорят местные жители, отмечая тот факт, что этот человек сыграл одну из ключевых ролей в бескорыстном спасении артефакта. Кстати, именно он и предоставил место для его временного хранения.
Но вернувшись к основной теме, стоит заметить, что самая трудная часть операции была еще впереди. Пятнадцать человек впряглись бурлаками в сани, чтобы дотащить их на холм к камню. Не менее опасным был и спуск саней с грузом, который, по предварительным оценкам, весил не менее двух тонн. Даже на ровном участке, казалось бы, упрощенное средство транспортировки периодически застревало в рыхлом снегу. «Наконец сани спущены на ровный участок и прицеплены к снегоходу, который покатил к берегу Волги. Нам уже показалось, что все трудности остались позади. Но у самого берега намело глубокий снег и сани застряли. Пришлось, как прежде, бурлакам впрягаться и тащить их на более твердый снег. Вскоре снегоход с санями опять резво побежал по льду Волги, но метрах в ста от берега вновь застрял: теперь под снегом показалась вода. И опять мы пошли к снегоходу, чтобы вызволить его в очередной раз, но уже из водяного плена. Наконец, снегоход выехал на наезженную ледовую колею и повез камень к причалу», – сообщает издание, уточнив при этом, что уставшие, но счастливые от выполненной работы участники операции, которая в общей сложности длилась около пяти часов, разъехались. Камень временно размещен под надежной охраной на территории ремонтной базы. Между тем участники экспедиции отмечают, что перевозка камня – это лишь часть проблемы. Планируется установить его за оградой храма Рождества Пресвятой Богородицы в Камском Устье. Но хотелось бы упокоить «Армянское надгробие» под сенью небольшой часовенки Армянской Апостольской Церкви, которой пока здесь нет. «Так было бы правильно. По-христиански, – считают они. – А мы бы уже сами благоустроили территорию. И в дальнейшем ухаживали за ней». В принципе идея может иметь продолжение, если учесть, что многие наши соотечественники сегодня строят многочисленные церкви у себя на родине. Может, имеет смысл нашим меценатам, спонсорам и благотворителям сотворить богоугодное дело в далеком краю, там, где затерялась частица армянской истории…
То, с какой бережностью относятся люди к чужому историческому наследию, заслуживает самой большой благодарности. Но при этом поражает глухота наших государственных организаций и их руководителей, которые вроде бы должны быть заинтересованы в сохранении исторической памяти. «Армянское надгробие» включено в Перечень объектов культурного наследия Республики Татарстан. Однако ни одно профильное министерство Армении практически не отреагировало на наши публикации. Не только не предложили помощь в финансировании проекта, но даже не поблагодарили энтузиастов из Татарстана, которые сегодня бескорыстно стараются сохранить чужую историю на своей земле. Конечно, безучастность наших государственных мужей можно списать на прошлогодние революционные события в Армении, когда было не до культуры. Но сегодня очень хочется надеяться, что новое правительство отреагирует должным образом и поможет нашим друзьям из Татарстана в их благородной миссии. Древний армянский артефакт удалось сохранить лишь благодаря стараниям небольшой команды тамошних энтузиастов. Хотя, казалось бы, в этом больше всего должна быть заинтересована сама Армения.
Фото Тимура Циунчука
Сергей Тигранян