Мудрый архимандрит Андрей (Конанос) - о том, какой должна быть хорошая семья.
Один человек как-то рассказал мне:
- Когда у моего отца дела шли неважно и он понимал, что какое-то время семье будет нелегко, он покупал цыпленка, еще какую-нибудь вкусную еду, сладости - и приносил всё это угощение домой со словами: «Дела у нас не очень, но сегодня мы замечательно поужинаем! А дальше Господь устроит!» Так отец учил нас оптимизму. Несмотря на проблемы, он радовался и делился радостью с нами. И мы видели: отец верит, надеется и не собирается сдаваться. А его сила духа вселяла уверенность и в нас.
Знаете, как важно ребенку иметь такой пример перед глазами? Когда отец спокоен и твердо стоит на ногах, не жалуется и не ноет: «Что нам теперь делать? Опять нет денег! Где их взять, чтобы прокормиться? Постоянно у нас проблемы, постоянно!» А дети, которые слышат в доме сплошные жалобы, приходят уже во взрослом возрасте на исповедь и говорят:
- Ну, какая у меня может быть семья? Я же ничего хорошего не видел, пока жил с родителями! Разве семья – это хорошо? У нас я другого насмотрелся…
Родители, будьте осторожны! Никогда, ни при каких обстоятельствах не подавайте детям такой пример! А вы подаете. И потом начнете поучать своего ребенка:
- Смотри, пусть у тебя будет хорошая семья!
Но разве слова здесь имеют значение? Это абсолютно неважно! Очень просто сказать: «Хорошая семья!» Но нет волшебной палочки, чтобы «вызвать» такую семью из ниоткуда. Вместо этого сын посмотрит на тебя и скажет:
- Хорошо, а вы можете показать мне, что такое хорошая семья? Это ты, мой отец? Это ты, мама? Я когда-нибудь видел вас радостными, счастливыми и красивыми? Седина и морщины тут не при чем, они никому не мешают, дело не во внешности. Мама, я хотел бы видеть тебя красивой не после парикмахерской и маникюра, а от радости и счастья. Чтобы ты была красивой, несмотря на все проблемы и трудности, чтобы, глядя на тебя, мне хотелось жить. Как думаешь, ты такая?
- Нет…
- Вот именно. У вас я научился только жаловаться, сердиться, нервничать и ругаться. Научился воспринимать жизнь как что-то страшное, сложное и мучительное. Какая у меня может быть семья? Что такого я видел в вашем доме, чтобы создать хорошую семью?
Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира"