Главред “Настоящей редакции” Юлия Гутова разобрала нашумевший в декабре текст “ Героин - собственность модели” самиздата “Батенька, да вы трансформер”, удаленный по требованию Роскомнадзора.
Какой здесь репортаж?
Этот текст - описание жизни героиновой наркоманки, выполненное в классических традициях объективного репортажа. Он предполагает точное описание жизни и не подразумевает ярко выраженного автора внутри.
Это подход эмпирического исследования: мы показали, а читатель делает вывод.
Клевый “Батенька” прямо заявляет свою цель: описать современный мир постапокалипсиса - так видят окружающую реальность создатели самиздата. Описание не предполагает позиции к описываемому - оно стремится быть объективным.
Чья здесь картина мира?
Автор текста по-репортерски честно и “объективно” описывает жизнь героини. У автора нет личного отношения к образу жизни героини. А вот у героини есть и точная жизненная позиция, и прямой лозунг, который она повторяет в разных формах.
Одна из самых ярких формулировок: “Хочешь - употребляй, если умеешь сделать это красиво” (с).
Что получается в итоге? Картины мира автора нет, но есть картина героини. И текст превращается в продвижение ее взглядов, потому что ее позиция выражена предельно четко. Героиня говорит: “Наркотики - это нормально”, и автор ничем не заслонил этот лозунг. Потому что автора в тексте практически нет.
Автор как ощущение отстраненности
В точности деталей и постоянном подчеркивании “Тео думает”, “Тео говорит” (Тео - имя героини) есть авторская отгороженность, немного иронии и удивления. Автор говорит: “Посмотрите, как удивительна жизнь”. Но дальше робких намеков автор не идет.
В репортаже есть эпизод, когда Тео принесла на фотосъемку наркотики, а фотограф пошутил: “Героин - собственность модели”. И эта цитата стала названием текста.
Фактически получилось, что этот текст - тоже собственность модели. Но отвечать за факт публикации будет автор в первую очередь, и уж потом, возможно, модель.
Так получился скандальный материал, который предъявляет принцип “Наркотики - это нормально”, при том, что и авторы, и редакторы самиздата честно и хорошо сделали свою работу. Так устроено современное информационное пространство - это ловушка, в которую попадает современный “объективный” текст.
Нащупать качественный вопрос
“Авторская позиция” и “авторское открытие” - это две конструкции, которые мы вводим в технологию создания репортажа, чтобы защитить от обвинений в ненамеренной пропаганде и автора, и читателя.
Что такое в нашем понимании “Авторская позиция”? Если коротко, это то состояние, в котором находится автор, когда принимает свою личную ответственность за будущий текст.
Возможно такое состояние было у автора репортажа в начале - тема смелая, и в самой постановке темы виден вопрос журналиста: “Как героиновая наркоманка может так долго быть социализированной, да еще и красавицей?”. Это качественный вопрос.
Совершить открытие или профукать парадокс
Дальше в тексте идут эмпирические наблюдения, отвечающие на главный вопрос. А вот того, что мы называем “авторским открытием”, судя по всему, не случилось. Потому что после эмпирики исследователь должен сделать вывод. И в случае с настоящей историей - вывод должен перевернуть изначальное представление автора о том, что он видит.
Да, героиновая наркоманка, да, социализирована - это мы знали и в начале. Но в чем состоит итоговое открытие? Такое открытие делает историю трехчастной, полной, самоценной, независимо от того какой хайп вокруг темы.
Например, во всем тексте я так и не увидела ответа на самое важное: если героиня текста Тео так бережет свою внешность и свое здоровье, зачем она употребляет героин?
Если уйти от влияния, которое хайповый образ Тео явно оказывает на окружающих, на авторов в том числе, то это вообще-то парадокс. Не родилась же она наркоманкой. Но она говорит, что героин для нее - главное. Как это случилось? Почему именно так и зачем?
Кажется, героиня всех очаровала и не оставила им сомнений. Раз она сказала: “героин для меня главное” - автор уже не сомневается.
Когда-то по требованию Роскомнадзора был удален репортаж Марины Ахмедовой “Крокодил”, опубликованный в “Русском репортере”. Там были наркоманы “конченые”, те кто принимают тяжелый токсичный наркотик “крокодил” и точно понимают, что умрут очень скоро.
Автор репортажа провела с ними несколько суток и обнаружила, что чаще всего они говорят об отношениях. Потому что “конченые” наркоманки - героини текста - искренне, по-настоящему, мечтают о любви. В документальном тексте такой ход выглядит очень сильно. Он создает невероятный и мощный контраст, о котором и не подозреваешь в начале чтения.
В репортаже Марины авторское открытие случилось, и поэтому после текста оставалось читательское, ощущение, что я больше, полнее понимаю мир. И благодарность, а не тревога и стремление к благосрачу.
Так действует на читателя текст с авторской позицией и авторским открытием, когда они сделаны полно и честно.
Юлия Гутова