Найти в Дзене
Superski.ru

Вид сверху: как работает Air Zermatt

Air Zermatt: 50 лет вокруг Маттерхорна


Air Zermatt отмечает юбилей – компания, расположенная в швейцарском кантоне Вале, была основана в 1968 году. Пилоты и спасатели неоднократно награждались за героизм и беспрецедентные операции. О своей компании рассказывает президент совета директоров Air Zermatt Беат Перрен – профессиональный пилот и спасатель.

В середине 60-х в Церматте насчитывалось более миллиона ночевок – курорт становился все более популярным. Однако частые снегопады и лавины периодически отрезали курорт от внешнего мира – Церматт оставался без железнодорожного сообщения и электричества из-за того, что линии электропередач обрывались из-за сильного ветра или налипшего снега. И серьезно пострадавшие или заболевшие люди оказывались в ловушке – их невозможно было доставить в больницу вовремя.

-2

Использование вертолетов стало оптимальным решением. Изначально местные жители были против того, чтобы вертолеты "поселились" в их деревне. Привыкшие к тишине жители Церматта опасались шума и загрязнения окружающей среды (на курорте отсутствует движение автомобилей из соображений сохранения чистого воздуха). Но после нескольких встреч и, как это принято в Швейцарии, голосований, Air Zermatt разрешили совершать полеты для транспортных целей и работ в чрезвычайных ситуациях. И уже в первые полгода работы Air Zermatt осуществил более 100 спасательных операций.

-3

Всего 50 лет назад главным транспортным и спасательным средством в Церматте были… мулы. Недостаточная телефонная связь и электрификация не позволяла своевременно приходить на помощь в критических ситуациях. Рации были слабыми, мобильных телефонов просто не было. Альпинисты и туристы, попавшие в беду, умирали от того, что к ним не успевали прийти на помощь. Спасателям приходилось проводить многие часы и даже дни, чтобы найти пострадавшего. В итоге это оборачивалось грустной похоронной процессией, которая заканчивалась на кладбище альпинистов в центре Церматта – именно там похоронены множество жертв неудачных попыток покорения Маттерхорна.

-4

В 1973 году Air Zermatt стала первой в Швейцарии компанией, которая при ночных спасательных операциях применяла анестезию – на борту всегда был профессиональный врач. Доктор Аксель Манн работает в компании с 1983 года анестезиологом и спасателем. Сегодня компания нанимает только опытных врачей с обширным опытом работы в экстремальной медицине.

-5

Первая награда "за героизм" (Heroism Award) была вручена представителям компании в 1971 году после спасательной операции на северной стене Айгера (в Бернском Оберленде). Два чешских альпиниста оказались заброкированными на северной стене знаменитой вершины и могли погибнуть. Чуть позже шеф-пилот Зиги Штаньер и Беат Перрен лично спасли двух начинающих горных гидов с северо-восточной стены вершины Пиц Бадиле. Альпинисты повернули в неверном направлении, а погода резко испортилась. Они провели холодную ночевку при сильном морозе и ветре, после чего их удалось эвакуировать с горной стены. "Они были на краю гибели. Очевидно, что они бы не смогли пережить еще одну такую ночевку," – рассказывает Зиги Штаньер. Еще одну награду пилот авиакомпании из Вале Даниэль Ауфденблаттен поручил за проведение спасательной операции в Гималаях на высоте 6950 метров. "Это была одна из самых сложных операций за всю историю существования компании," – вспоминает пилот.

Из разговоров с пилотами и президентом компании Беатом Перреном (сам он тоже имеет лицензию пилота и неоднократно принимал участие в спасательных операциях) можно узнать много историй о чудесных спасениях и трагических случаях. В 70-х ночные спасательные операции на вертолетах воспринимались как чудо, особенно когда речь шла про полеты в высокогорье при быстро меняющихся погодных условиях и сильном ветре. В частности, в тех же 70-х сразу после пресс-конференции со швейцарской прессой прозвучал сигнал тревоги, и журналисты подумали, что это сделано нарочно, чтобы "проиллюстрировать" работу вертолетчиков. Но шутки стихли, когда вертолет Alouette III приземлился через несколько минут после того, как на его борту едва не скончался человек.

-6

Годы спустя к Air Zermatt пришло международное признание, в частности награды Heroism Award (одна из самых престижных наград для пилотов), как и масса других. Но это не стало поводом для того, чтобы почивать на лаврах и сложить руки. По-прежнему многие восхождения заканчиваются неудачей, только теперь спасатели имеют возможность прийти на помощь вовремя. Постоянно совершенствуется профессиональное оборудование, которое помогает находить провалившихся в трещины, попавших под лавины, травмированных при восхождении или катании на горных лыжах или в менее критические ситуации.

-7

Однако постоянное развитие и совершенствование – дело недешевое. "Только очки ночного видения стоили порядка 56 000 швейцарских франков. Первые такие очки я купил, скопив гонорары за мои горные фотографии," – рассказывает Беат. Спасательные операции часто проходят в приграничной зоне и при этом используются разное оборудование и системы связи. Теперь спасатели из трех стран – Швейцарии, Италии и Франции – работают в тесном сотрудничестве и постоянно обмениваются опытом. Оборудование для спасения людей постоянно совершенствуется: мощный свет для ночных поисков, противолавинное оборудование, снаряжение и емкости для тушения лесных пожаров, телескопические щупы, воздушные подушки, защитные сети, специальное оборудование для транспортировки пострадавших с серьезными травмами позвоночника и спины – и это далеко не все. Каждый день появляется что-то новое, и компания тоже не стоит на месте.

В 80-е годы парк вертолетов был частично заменен – с Alouette III компания перешла на Ecureuil. Позже компания приобрела первый EC 135T2, а в последние годы вертолетный парк еще раз обновился. Air Zermatt базируется недалеко от Виспа, недавно компания приобрела ангар в Гампеле, а хелипорт расположен в самом Церматте. Сегодня воздушный флот авиакомпании насчитывает 10 вертолетов: один Lama, пять Ecureil B 3s, два Bell 429s, по одному EC135 и EC130. В январе 2018 года, когда Церматт оказался отрезанным от мира из-за сильных снегопадов и сошедших на железную дорогу лавин, те, кому было срочно покинуть курорт, воспользовались вертолетами Air Zermatt. Компания перевезла в Висп тех, кому было необходимо успеть на самолет или по другим причинам немедленно уехать.

-8

Air Zermatt работает не только в экстремальных ситуациях – проводит воздушные экскурсии, полеты вокруг Маттерхорна и организует хели-ски туры. Кстати, полет вокруг Маттерхорна – отличная идея для подарка, особенно тем, кто любит фотографировать.

Как добраться
Ближайшие аэропорты: Женева (231 км), Цюрих (248 км). Небольшой аэропорт есть в Сьоне (Sion), в 15 км от курорта, Air Zermatt осуществляет трансферы из этого аэропорта (вертолет необходимо заказывать заранее).

Перелет а/к SWISS – от 14 000 рублей, включая перевозку горнолыжного или сноубордического комплекта дополнительным местом к основному багажу (доплата не требуется).

Ближайшая железнодорожная станция расположена прямо в самом Церматте, а вот автомобиль придется оставить в соседнем Тэше – в Церматте запрещено движение автотранспорта. Расписание поездов можно уточнить на сайте sbb.ch.

Сколько это стоит
Полет вокруг Маттерхорна для гурманов (включая аперитив и ланч): 260 CHF – 460 CHF, в зависимости от продолжительности (20-40 минут)
Хели-ски: от 800 CHF за вертолет (не включает услуги гида)

Текст: Алина Трофимова

Фото: Air Zermatt, Алина Трофимова

Материалы по теме:
MySwitzerland.com
Сайт Air Zermatt
Швейцария. SKI+: горные лыжи и не только
Швейцария: как путешествовать
Швейцария в вопросах и ответах
Форум по Швейцарии
Горнолыжные курорты Швейцарии
Новости