Наверняка вы слышали когда-нибудь мимоходом: «набивной ситец». А приходилось ли вам задумываться, что это означает? Человеку, далекому от производства тканей, термин «набивной» мало что объясняет, а ведь он напрямую связан со способом нанесения рисунка на ткань.
Как это делали до наступления эры технического прогресса? Вырезали из дерева форму - клише, наносили на нее краску. Затем накладывали на ткань и постукивали, чтобы ткань лучше пропиталась красками. И, подобно гравюре, получали оттиск рисунка, только на ткани. Таким образом, рисунок буквально набивался, отсюда и название – набивная ткань.
Если вы когда-либо подыскивали себе постельное белье, возможно, вам встречалось название – «печатный сатин». Это означает, что рисунок на ткани, из которой сшито постельное белье, получен способом печати, прародителем которого как раз и является технология набивки оного.
При этом полотно протягивается на платформе, а из вращающихся барабанов подается краска. Рисунок наносится несколькими этапами. А на выходе получают законченный орнамент.
Прямая печать на ткани без использования трафаретов
Это нанесение рисунка цифровым методом, просто размеры принтера немного отличаются от того, который мы используем в офисе. В память принтера загружается рисунок, который и наносится на ткань. Цифровая печать позволяет создавать очень красивые узоры, детально разработанные рисунки, с четкими границами.
А расплывающиеся краски, небрежный рисунок, «ядовитые» цвета характерны как раз для низкокачественных тканей. Если, конечно, это не задумка дизайнера.
Помимо набивки и цифровой печати рисунок на ткани может быть получен различными ткацкими переплетениями нитей. Рельеф, рубчик, диагональ – все эти рисунки получаются чередованием нитей утка и основы, перекрывающих друг друга.
Конечно, наиболее красивые и разнообразные узоры дают жаккардовые переплетения. Жаккард – разновидность мелкоузорчатого переплетения. Нить утка перекрывает нити основы в разной последовательности, за счет этого создается периодически повторяющийся рисунок, основанный на принципе различной светоотражающей способности элементов рисунка. Благодаря этому жаккардовые ткани играют на свету.
В отличии от жаккарда, дамаст ткут несколькими нитями утка, каждая из которых может отличаться по цвету. Это позволяет создавать роскошные цветные рисунки с тем же световым эффектом, что и у жаккарда.
Роспись по ткани
Рисунки в технике батика. Но это отдельная история. Батик на постельном белье – непозволительная роскошь, и вряд ли это разумно. Платки, шали и палантины – да, это может быть очень интересно. У нас несколько лет назад были палантины – роспись на шелке с кашемировой добавкой (10%), в этой технике. Действительно красиво!
Рисунок на ткани может быть сделан с помощью вышивки. Кстати, в некоторых комплектах постельного белья, этот прием находит применение в качестве отделки, как и мережка.
Но в основном вышивку использует при создании аксессуаров – палантинов, например. Затканные вышивными узорами они практически становятся произведением прикладного искусства.
Помогите нашему каналу развиваться: ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ и ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК. Спасибо!