Найти тему
Помни войну!

Как Фердинанд Порше разорял Третий рейх.

Талантливый инженер с большими административным ресурсом, это кошмар любого крупного, потокового производства. И финансистов тоже. Подобным ужасом для Третьего рейха стал Фердинанд Порше. Ведь его административным ресурсом был сам Адольф Гитлер.

"Тигр" превращается в "Фердинанд".

После успешных программ конструирования спортивных "Мерседесов" и "Народного автомобиля", авторитет Порше в глазах Гитлера был непоколебим. Поэтому в 1941 году после знакомства немецких войск с "Т-34" и "КВ" конструировать новый тяжёлый танк, будущий "Тигр", поручили конструкторским бюро "Хеншель" и "Порше".

"Хеншель" имел и опыт проектирования танков, и конструкторское бюро и самое главное, собственные производственные мощности. У "Порше" было только КБ. Чтобы уровнять шансы Гитлер распорядился передать "Порше" новенький танковый завод "Нибелунгверке" в Австрии. Вот тут-то Почётный профессор технических наук и развернулся.

"Порше" создал технически очень удачную конструкцию с электротрансмиссией. Машина получила всё самое лучшее что мог дать Рейх.

Это была настоящая выставка брендов. Броня-"Крупп".Двигатели внутреннего сгорания - "Майбах".  Оптика - "Цейс".Электродвигатели  - "Сименс".Орудие -"Рейнметалл".Внутренняя электрика  - "Бош".Аккумуляторы - "Варта".
Это была настоящая выставка брендов. Броня-"Крупп".Двигатели внутреннего сгорания - "Майбах". Оптика - "Цейс".Электродвигатели - "Сименс".Орудие -"Рейнметалл".Внутренняя электрика - "Бош".Аккумуляторы - "Варта".

Красоту портили две вещи. Во-первых, в силу технологичности и дороговизны машина была была непригодна к массовому производству. Во-вторых, машина абсолютно не годилась в качестве массового танка для действий на территории СССР. Огромные пространства, отсутствие дорог, климат - всё это делало снабжение и логистику машин Порше поистине эпической задачей.

Но "Остапа уже понесло". Зная расположение Гитлера к себе, Порше распорядился начать производство своего детища ещё до сравнительных с "Хеншелем"испытаний. И вот вместо того чтобы увеличивать производство старых-добрых Т-4, "Нибелунгверке" начал практически ручное изготовление танков Порше. Успели изготовить в разную степень готовности 90 корпусов. Бесценные человеко-часы, тысячи тонн высококачественной стали, тонны драгоценной меди, были израсходованы на ещё не испытанную машину. Но это никого не беспокоило - Порше реализовывал творческие амбиции, завод делал танки, и всё это без проблем оплачивал Рейхсбанк. Идилия рухнула 23 июня 1942 года. На совещании у Гитлера был выбран... танк "Хеншель".

Чтобы хоть куда-то пристроить готовые корпуса решили сделать из них тяжёлые самоходки. Прошла Москва, прошёл Сталинград, а Порше и "Нибелунгверке", в январе 43-го года начали переделывать 90 "Недотигров" в "Фердинанды". Рейхсбанк снова достал бумажник. Танкисты снова недосчитались рабочих лошадок - "троек" и "четвёрок".

Участие "Фердинандов" в боях было отдельной статьёй затрат. 65-ти тонные самоходки могли перевозиться по железной дороге только на специальных восьмиосных платформах. Их проектирование и изготовление вновь оплатил Рейхсбанк. Наконец, самоходка была невероятно прожорлива. Двух баков по 540 литров хватало на 90-120 км. В условия боёв в России это означало необходимость практически ежедневной заправки.

Королевский тигр. Грабли.

В 1942 году КБ Порше вновь сошёлся с "Хеншель" в конкурсе на новый сверхтяжёлый танк - "Королевский тигр". Все были уверены, что второго подряд поражения профессор не допустит. Порше сконструировал, а Крупп... произвёл 50 башен к опять же не испытанному танку. Ирония судьбы - снова был выбран танк "Хеншель". Снова бесценные ресурсы были сняты с массового производства и брошены на мелкосерийное производство. Снова танкисты недополучили свои основные танки. Снова Рейхсбанк всё это оплатил. Изготовленные башни решили ставить на 50 первых серийных "Королевских тигра".

Маус. Победа техники над здравым смыслом.

Вопреки распространённому мнению танк вполне бодро ездил. Но недолго. Последнее пристанище в Кубинке.
Вопреки распространённому мнению танк вполне бодро ездил. Но недолго. Последнее пристанище в Кубинке.

На этот раз профессор не промахнулся. Танк поручили конструировать ему. И Порше сполна продемонстрировал свои недюженные конструкторские таланты. Масса машины достигла 180 тонн. При этом "Мышонок" уверенно ездил даже по пересечённой местности. Обладал мощным бронированием и вооружением. Словно не замечая условий тотальной войны, когда исход противостояния решают крупные массы техники, Порше просто наслаждался технической свободой. Всего было изготовлено 2 машины. Один корпус был без башни и предназначался для испытаний. Вторая машина была уже полноценной. "Крупп" наделал наборов броневых листов ещё на десяток машин. Для транспортировки изготовили опять же, в единственном экземпляре, специальную железнодорожную платформу. Рейхсбанк смиренно оплатил и этот технический шедевр. Некое прозрение настигло Гитлера в середине 44 года. Он приказал прекратить все работы по сверхтяжёлым танкам. Но Порше было не остановить. Работы на уже готовом танке продолжались. "Даймлер" расстарался и предоставил профессору дизельный двигатель MB517 c турбонадувом мощностью 1 200 (!!!) лошадиных сил. К слову, Порше умудрился провести установку мотора в обход СС, которая курировала его разработку. Когда эсэсовцы спохватились, выяснилось, что один из двух моторов, каждый из которых обошёлся немцам в 125 000 рейхсмарок, уже стоит в сверхтяжёлом танке.

В условиях когда ресурсы рейха стремительно таяли, вся эта возня с "Мышонком" напоминала пир во время чумы. Чтобы прекратить расходование средств оба "Мауса" просто спрятали от Порше на Куммерсдорфском танковом полигоне. Туда профессора банально не пускали. Боевая судьба самого шедевра оказалась короткой. При выезде на позицию он... сломался и был взорван экипажем.

Так выглядят в танковых войсках миллионы на ветер.
Так выглядят в танковых войсках миллионы на ветер.
В условиях Второй Мировой войны мелкосерийные и единичные технические забавы Порше смотрятся странно. Появление технически великолепных, но единичных машин Порше означало недопроизводство сотен (если не тысяч) неплохих Т-4 и даже Т-5. Эти танки уже были в поточном производстве и разумнее было тратить ресурсы на них.

Шпеер против Малышева.

Было ли подобное возможно в Советском Союзе? Однозначно нет. Достаточно вспомнить судьбу проектов Т-34М и Т-43. Невозможно представить ситуацию чтобы Котин или Морозов израсходовали тысячи тонн стали на собственное техническое творчество, а Малышев покрывал их. Советский Народный комиссариат танковой промышленности оказался более эффективной системой чем управление вооружений Вермахта.