Найти тему
На лёгких крыльях...

Про самых маленьких (ч.3)

Сам себе самолет...

Продолжение. Начало - ЗДЕСЬ...

Со времен древней Греции, а скорее всего гораздо раньше, человек мечтал, прикрепив к рукам крылья, взмахнуть ими и полететь подобно птицам. Многие даже пробовали это сделать, но в лучшем случае, это заканчивалось травмами, а в худшем - гибелью мечтателя. Только в конце 19-го века начало приходить понимание, что физической силы человека не достаточно для "птичьего полета". Но человек не был бы человеком если бы перестал мечтать и сдался, и "задокументированные" образы в произведениях искусства и массовой культуры, яркое тому подтверждение. От Икара до Бэтмена и Железного человека.

С развитием парашютного спорта, выполняя затяжные прыжки, парашютисты сразу обнаружили, что при определенном положении тела и рук можно не только падать вертикально, но и перемещаться относительно друг друга. Это обстоятельство привело к рождению целого ряда зрелищных спортивных дисциплин парашютного спорта.

Групповая акробатика
Групповая акробатика
Skysurfing (Скайсерфинг)
Skysurfing (Скайсерфинг)

Freestyle, freefly

Но это было все еще падение, хоть и весьма красивое, пока не появился Wingsuit (Вингсьют, дословно - крылокостюм :)). Попытки создать такой костюм предпринимались еще в начале 20-го века, но заканчивались они обычно трагически. Про костюм парашютиста - "летучая мышь" на время забыли, и только в 80-х парашютисты вновь начали эксперименты с такими костюмами.

Wingsuit
Wingsuit

Современный вингсьют - технически сложное, высокотехнологичное изделие, сделанное из прочных синтетических материалов. В полете, внутренняя часть костюма наполняется воздухом под давлением, за счет скоростного напора. Это придает костюму некоторую жесткость и позволяет парашютисту долго сохранять положение, раскинув руки и снижая нагрузку на них. Аэродинамическое качество некоторых моделей вингсьютов приближается к 4.

Аэродинамическое качество (АК) - соотношение коэффициента аэродинамической подъемной силы, к коэффициенту аэродинамического сопротивления. А по простому - "При АК=4, с высоты в 1км мы можем пролететь 4км."

Парашютист в таком костюме летит со скоростью 150-180 км/ч и снижается со скоростью 50 км/ч. Приземлиться и выжить, используя только вингсьют, при таких скоростях конечно не получится даже на воду, для посадки используется парашют. Хотя один случай все-же зафиксирован, Гари Конори выполнил этот экстремальный трюк, приземлившись в коробки. Но как говорится - "Внимание! Трюк выполнен профессионалами, не пытайтесь повторить это самостоятельно"

До недавнего времени, для полёта в вингсьюте, приходилось совершать прыжок с борта самолёта, вертолёта или с возвышенности, имеющей отвесную "стенку". Скала, высокое строение или мост тоже могут оказаться подходящими для самых экстремальных прыжков в вингсьюте. Спортсмены, совершающие такие прыжки, называют себя бэйсерами от английской аббревиатуры BASE.

Что бы заставить лететь человека в вингсьюте, хотя бы горизонтально, нужно почти невозможное. Нужен очень мощный двигатель и одновременно очень лёгкий, что бы его можно было закрепить на теле пилота. И подходящие силовые установки обнаружились, не у крупных авиа производителей и не у военпрома, а у авиамоделистов, которые давно занимались совершенствованием своих компактных турбореактивных двигателей.

В начале 2000х начались первые эксперименты по "установке" двигателей на "пилота" вингсьюта, как бы парадоксально это не звучало.

Эксперименты показали, что такое решение может летать, хотя мощности двух двигателей едва хватает на горизонтальный полёт.

Для решения проблемы есть два пути, повышение аэродинамического качества вингсьюта и повышение мощности силовой установки. Аэродинамическое качество вингсьютов, в процессе совершенствования "крылатого костюма", подрастает со временем, но не на столько, что бы решить задачу. А авиамодельные турбины большей мощности, прикрепить к телу "пилота" весьма не просто, по крайней мере без последствий для здоровья и целостности оного.

Интересное решение разработал и испытал швейцарский парашютист и пилот, Ив Росси (Yves Rossy). Он, отказавшись от вингсьюта, решил использовать жесткое складное крыло, к которому крепились два авиамодельных турбореактивных двигателя. Старт производился из самолета, а посадка с использованием обычного парашюта. Управление аппаратом осуществляется с помощью движения тела, головы, рук и ног пилота. Росси считает, что именно такое управление приближает человека к полёту, подобному полёту птиц.

На текущий момент, аппарат Росси был сильно усовершенствован. И хоть приземление по прежнему осуществляется с использованием парашюта, теперь на него устанавливаются четыре двигателя с тягой, позволяющей совершать вертикальный взлёт. Вес крыла Росси с полной заправкой составляет 55кг, развиваемая скорость до 300 км/ч.

Ив Росси собрал команду единомышленников, создал проект www.jetman.com и совершил множество зрелищных полётов.

Продолжение здесь...