(1935) Четырежды оскароносный американский режиссер, актер, продюсер. В свободное от кино время — писатель и джазовый кларнетист. Трогательный очкарик со стальным характером и выдающимся чувством юмора.
Алан Стюарт Конигсберг родился и вырос в Нью-Йорке в еврейское семье литовских и австрийских эмигрантов. Посещал еврейскую школу, после перевелся в старшую школу в Мидвуде, где занимался бейсболом и баскетболом. Чтобы расширить карманный бюджет, Алан взялся за написание шуток для газетных колонок под псевдонимом Вуди Аллен. Когда ему исполнилось 16 лет, комик Милт Кэмен пригласил Алена в шоу Сида Сизара. После школы Вуди поступил в Нью-Йоркский университет, где изучал то, что сейчас называют PR, и кинематографию. Однако в 1953 году был исключен, поскольку провалил кинопроизводство — будущая легенда современного кино не больно-то прилежно училась. Какое-то время Аллен пытался получить образование в Городском колледже Нью-Йорка, но и там не задержался, после чего решил завязать с формальной учебой и посвятить себя творчеству.
С 1954 года Аллен становится автором сценариев для популярных телевизионных шоу: «Шоу Эда Салливана», «Вечернего шоу», «Часа Сизара». К этому моменту гонорар 19-летнего юмориста составлял полторы тысячи долларов в неделю. В это время Вуди работал с такими титанами комедии, как Мел Брукс и Нил Саймон. В 1957-м Аллен впервые женится — не очень удачно, но ярко. Брак, продлившийся пять лет, закончился разводом, а после и миллионным иском к Вуди за публичные едкие шуточки в адрес бывшей жены и их совместной жизни. В 1961 году Аллен пробует себя в стендапе, вышлифовывая ставший неотъемлемой частью режиссера образ тщедушного интеллектуального неврастеника. Параллельно пишет рассказы для журналов, публикуется в The New Yorker.
В 1966 году на Бродвее проходит премьера пьесы Алена «Не пейте эту воду». В совокупности постановка пережила 598 представлений, прокат киноверсии в 1969 году и телеверсию 1994 года. Это сделало Вуди одним из самых удачливых бродвейских драматургов. В год премьеры Аллен снова женился, ненадолго и посредственно. А вот короткий роман с Дайан Китон оказал на творчество режиссера существенное влияние. Все началось с очередного спектакля Аллена «Сыграй это снова, Сэм», премьера которого прошла в 1970 году. После Китон сыграла еще в четырех его фильмах. А вот пятая картина, «Энни Холл» 1977 года, где Дайан сыграла уже как просто добрая приятельница режиссера, по словам самого Вуди стала поворотной точкой в его творчестве. Фильм получился во многом автобиографичным и снискал одобрение критиков и публики, а также массу премий.
Кинодебют Вуди Аллена датируется 1965 годом. Продюсер фильма «Что нового, киска?» Чарльз Фельдман пригласил Аллена доработать сценарий и даже предоставил ему небольшую роль. Вуди потрудился на славу, своего эпизодического персонажа он сделал едва ли не главным, подвинул в тень героя, которого должен был сыграть Уоррен Бити. Тот обиделся и ушел из проекта — в споре актера и сценариста за место в объективе студия встала на сторону хорошей истории. Картина получилась успешной за счет удачного сочетания шуток с подтекстом, пародий и гэгов. К 80-м Вуди Аллен окончательно закрепился в авторском кино. К середине десятилетия в его работах появляется сочетание комических и трагических элементов. Так, фильм «Ханна и её сестры», получивший три премии «Оскар», отсылает к чеховской драме. «Пурпурная роза Каира» вошла в 100 лучших фильмов по версии журнала Time.
90-е становятся периодом стилевых экспериментов Вуди Аллена. В истории домохозяйки «Элис» критики увидели изложение картины Чарли Чаплина «Парижанка». Черно-белый фильм «Тени и Туман», снятый в 1992 году — своего рода реверанс в адрес немецких киноэкспрессионистов. В этот же период появляются сразу несколько картин, посвященных миру шоу-бизнеса. Псевдо-байопик о несуществующем джазовом музыканте «Сладкий и гадкий» был номинирован на «Оскар». Широкими мазками мир закулисья и изнанку селебрити показывает фильм «Знаменитось» 1998 года, кстати, тоже черно-белый.
С наступлением миллениума Аллен покидает любимый Нью-Йорк и его сюжеты начинают воплощаться в других городах. В Лондоне он снимает «Матч-поинт». Вуди Аллен позже неоднократно назовет этот фильм одной из своих лучших работ. Затем режиссер переезжает в Испанию, где снимает романтическую историю «Вики. Кристина. Барселона» и Францию — там появляется еще более романтическая и фантастичная «Полночь в Париже». Картина была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус». В совокупности за свою режиссерскую карьеру Вуди Аллен снял более пяти десятков картин.
Среди традиционных кинопремий в 2002 году Вуди Аллен получил премию принца Астурийского, а в столице Астурии (провинция на севере Испании), городе Овьедо, поставили статую режиссёра. В том же году Аллен получил премию за общий вклад в кинематографию — «Пальмовую ветвь пальмовых ветвей», которую до него в 1997 году получил Ингмар Бергман. В 2005 году Аллен занял третье место среди лучших комиков всех времен.
Автор: Ксения Золотарёва