Найти в Дзене
kimonoimag.ru

Всё, что вы хотели знать о японском кино, но боялись спросить

Наш эксперт Александр Аникеев выбрал пять фильмов, которые заставят вас навсегда полюбить японское кино. А заодно рассказал, как создавался и куда идет японский кинематограф.

Кадр из фильма «Расёмон» (1950 г)
Кадр из фильма «Расёмон» (1950 г)

Все началось в октябре 1897 года, когда компания Konishi Honten (к слову, будущий производитель фотоаппаратов Konica Minolta) объявила о том, что первой привезла в страну синематограф — созданный братьями Люмьер аппарат для проекции изображений. Не имея ни малейшего понятия, как работает это чудо-оборудование, директор компании приказал будущему первому японскому кинооператору Сиро Асано срочно разобраться, как его использовать, — что и было сделано. Снятые им кадры на широком экране японцы впервые увидели 20 июня 1899 года. Кроме документальных съемок, молодые кинолюбители сразу начали пробовать снимать игровое кино. Так, в 1898-м в стране было создано два коротких фильма — «Заколдованный кшитигарбха» (Bake Jizou; пер. автора) (кшитигарбха — один из наиболее почитаемых бодхисатв в буддизме) и «Воскрешение мертвеца» (Shinin no Sosei; пер. автора). Забавно: свои фирменные ужастики японцы снимали уже в XIX веке!

К 1919 году стало понятно, что кино — это серьезно, и в стране решили строить свой Голливуд. Для этого компания Shochiku Gomeisha отправила своего будущего директора Синтаро Сирай на обучение в студию Universal. Таким образом, все основы японского кинобизнеса были скопированы с американского. Но есть отличие. Если в США кино поначалу делало ставку на суперзвезд (star system) — ведь они гарантировали прибыль, то в Японии изначально развивалась система производства, зависимая от режиссеров (director system) — именно они контролируют весь процесс от сценария и кастинга до монтажа.

В 1921 году в стране прошла премьера первого полнометражного фильма от компании Shochiku «Уличные духи» (Rojo no Reikon; пер. автора). Это самая старая из существующих полнометражных пленок в Японии, она хранится в музее, но ее копии время от времени показывают на различных фестивалях — если будет случай, обязательно посмотрите. Фильм снят по пьесе Максима Горького «На дне»! Архаичный японский фильм по русскому сценарию — это нечто!

Пройдет всего тридцать лет, и Япония первой из стран Азии получит Гран-при в Каннах. Лауреат — Тэйносукэ Кинугаса, представивший ленту «Врата ада». А вот «Оскара» пришлось подождать — лишь в 2009 году фильм «Ушедшие» режиссера Йодзиро Такита получил золотую статуэтку от американских киноакадемиков.

Сегодня в стране существует четыре крупных кинокомпании: Kadokawa, Toei (東映), Toho (東宝), Shochiku (松竹). И более 100 малых. Почему так много? Кино — прибыльный бизнес, все больше супербоссов хочет участвовать в нем, все меньше свободы остается у режиссера. Поэтому, если кому-то из них удалось сделать себе имя и при этом заработать, они открывают свои независимые студии.

ЛУЧШИЕ ЯПОНСКИЕ ФИЛЬМЫ ВСЕХ ВРЕМЕН

-2

«Токийская повесть», режиссёр Ясудзиро Одзу, 1953
Великая японская классика. Вас поразит в ней как оригинальный способ постановки, так и сценарий, в котором нет хороших и плохих, а есть только повседневная жизнь Токио.

-3

«Холодная рыба», режиссёр Сион Соно, 2010
Хотите узнать, что такое японская «темная сторона»? Посмотрите этот фильм, основанный на реальных событиях.

-4

«Годзилла», режиссёр Исиро Хонда, 1954
То ли оживший Бог (от англ. God), то ли гад из ада — «Годзилла» заставил мир говорить о японском кино. Фильм имеет более 30 продолжений и ремейков.

-5

«Королевская битва», режиссёр Киндзи Фукасаку, 2000
Международный суперхит, первый в истории фильм о подростках, которые играют в игру-стрелялку не на компьютере, а в жизни. Много крови и разрывов шаблона.

-6

«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», режиссёр Нагиса Осима, 1983
Каждый японец знает мелодию из этого фильма. Для ее автора, будущего лауреата «Оскара» Рюити Сакамото, это был дебют в качестве кинокомпозитора. Он, кстати, еще и сыграл в фильме — рядом с Дэвидом Боуи.

Еще одна особенность японского кинобизнеса: часто сценарии пишутся на основе популярных комиксов «манга», то есть фактически на готовом материале. А чтобы гарантировать фильму успех, на роли приглашают знаменитостей — не только актеров, но и телекомментаторов, певцов, музыкантов, спортсменов. Многие в индустрии считают, что это тормозит ее развитие, что профессиональные актеры испытывают трудности с получением ролей и вынуждены идти в театр — а потом, если наконец приходят в кино, то выглядят громкими, шумными и переигранными.

Но главную ставку японские режиссеры делают не на «манга», а на ужасы. Как вы помните, даже самые первые киноэксперименты в Японии были с уклоном в мистику, а сегодня о киножанре «японские ужасы» знают во всем мире. Что это? Это кино, в котором режиссеры пугают зрителя чем-то очень простым, привычным, повседневным.

Создателем жанра считается режиссер Хидэо Наката: своим фильмом «Звонок» 1998 года он доказал, что по-настоящему напугать могут не кровь и трупы, а телефон или телевизор — ведь они есть у каждого и, значит, мы легко можем представить, как они сходят с ума и несут нам смерть. Еще одна звезда жанра — режиссер Такаси Симидзу. В его «Проклятии» 2002 года в углу экрана то и дело появлялись глаза привидения или его силуэт. Как говорил режиссер, «кто заметил, тот и напуган».

Но одними страшилками вклад японцев в мировой кинематограф не ограничивается! Главное, что привнесла Япония в мировой кинематограф, — это технологии. Причем речь не только о технике и программах, а о различных трюках, которыми пользуются лучшие режиссеры вроде Стивена Спилберга, Квентина Тарантино и Мартина Скорсезе. К примеру, великий Акира Куросава придумал, как передать звук ножевого ранения (для этого использовали нож, мокрое полотенце и куриное филе), а еще он первым сумел красиво заснять дождь на черно-белую пленку в картине «Семь самураев» — для этого ему пришлось покрасить тонну воды чернилами для каллиграфии. Свое знакомство с японским кино начните именно с этого фильма. А потом уже переходите к другим из нашего шорт-листа. Приятного просмотра!

Текст: Александр Аникеев

www.kimonoimag.ru

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен и следите за новостями в Facebook / Vkontakte /Instagram