Наш эксперт Александр Аникеев выбрал пять фильмов, которые заставят вас навсегда полюбить японское кино. А заодно рассказал, как создавался и куда идет японский кинематограф.
Все началось в октябре 1897 года, когда компания Konishi Honten (к слову, будущий производитель фотоаппаратов Konica Minolta) объявила о том, что первой привезла в страну синематограф — созданный братьями Люмьер аппарат для проекции изображений. Не имея ни малейшего понятия, как работает это чудо-оборудование, директор компании приказал будущему первому японскому кинооператору Сиро Асано срочно разобраться, как его использовать, — что и было сделано. Снятые им кадры на широком экране японцы впервые увидели 20 июня 1899 года. Кроме документальных съемок, молодые кинолюбители сразу начали пробовать снимать игровое кино. Так, в 1898-м в стране было создано два коротких фильма — «Заколдованный кшитигарбха» (Bake Jizou; пер. автора) (кшитигарбха — один из наиболее почитаемых бодхисатв в буддизме) и «Воскрешение мертвеца» (Shinin no Sosei; пер. автора). Забавно: свои фирменные ужастики японцы снимали уже в XIX веке!
К 1919 году стало понятно, что кино — это серьезно, и в стране решили строить свой Голливуд. Для этого компания Shochiku Gomeisha отправила своего будущего директора Синтаро Сирай на обучение в студию Universal. Таким образом, все основы японского кинобизнеса были скопированы с американского. Но есть отличие. Если в США кино поначалу делало ставку на суперзвезд (star system) — ведь они гарантировали прибыль, то в Японии изначально развивалась система производства, зависимая от режиссеров (director system) — именно они контролируют весь процесс от сценария и кастинга до монтажа.
В 1921 году в стране прошла премьера первого полнометражного фильма от компании Shochiku «Уличные духи» (Rojo no Reikon; пер. автора). Это самая старая из существующих полнометражных пленок в Японии, она хранится в музее, но ее копии время от времени показывают на различных фестивалях — если будет случай, обязательно посмотрите. Фильм снят по пьесе Максима Горького «На дне»! Архаичный японский фильм по русскому сценарию — это нечто!
Пройдет всего тридцать лет, и Япония первой из стран Азии получит Гран-при в Каннах. Лауреат — Тэйносукэ Кинугаса, представивший ленту «Врата ада». А вот «Оскара» пришлось подождать — лишь в 2009 году фильм «Ушедшие» режиссера Йодзиро Такита получил золотую статуэтку от американских киноакадемиков.
Сегодня в стране существует четыре крупных кинокомпании: Kadokawa, Toei (東映), Toho (東宝), Shochiku (松竹). И более 100 малых. Почему так много? Кино — прибыльный бизнес, все больше супербоссов хочет участвовать в нем, все меньше свободы остается у режиссера. Поэтому, если кому-то из них удалось сделать себе имя и при этом заработать, они открывают свои независимые студии.
ЛУЧШИЕ ЯПОНСКИЕ ФИЛЬМЫ ВСЕХ ВРЕМЕН
«Токийская повесть», режиссёр Ясудзиро Одзу, 1953
Великая японская классика. Вас поразит в ней как оригинальный способ постановки, так и сценарий, в котором нет хороших и плохих, а есть только повседневная жизнь Токио.
«Холодная рыба», режиссёр Сион Соно, 2010
Хотите узнать, что такое японская «темная сторона»? Посмотрите этот фильм, основанный на реальных событиях.
«Годзилла», режиссёр Исиро Хонда, 1954
То ли оживший Бог (от англ. God), то ли гад из ада — «Годзилла» заставил мир говорить о японском кино. Фильм имеет более 30 продолжений и ремейков.
«Королевская битва», режиссёр Киндзи Фукасаку, 2000
Международный суперхит, первый в истории фильм о подростках, которые играют в игру-стрелялку не на компьютере, а в жизни. Много крови и разрывов шаблона.
«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», режиссёр Нагиса Осима, 1983
Каждый японец знает мелодию из этого фильма. Для ее автора, будущего лауреата «Оскара» Рюити Сакамото, это был дебют в качестве кинокомпозитора. Он, кстати, еще и сыграл в фильме — рядом с Дэвидом Боуи.
Еще одна особенность японского кинобизнеса: часто сценарии пишутся на основе популярных комиксов «манга», то есть фактически на готовом материале. А чтобы гарантировать фильму успех, на роли приглашают знаменитостей — не только актеров, но и телекомментаторов, певцов, музыкантов, спортсменов. Многие в индустрии считают, что это тормозит ее развитие, что профессиональные актеры испытывают трудности с получением ролей и вынуждены идти в театр — а потом, если наконец приходят в кино, то выглядят громкими, шумными и переигранными.
Но главную ставку японские режиссеры делают не на «манга», а на ужасы. Как вы помните, даже самые первые киноэксперименты в Японии были с уклоном в мистику, а сегодня о киножанре «японские ужасы» знают во всем мире. Что это? Это кино, в котором режиссеры пугают зрителя чем-то очень простым, привычным, повседневным.
Создателем жанра считается режиссер Хидэо Наката: своим фильмом «Звонок» 1998 года он доказал, что по-настоящему напугать могут не кровь и трупы, а телефон или телевизор — ведь они есть у каждого и, значит, мы легко можем представить, как они сходят с ума и несут нам смерть. Еще одна звезда жанра — режиссер Такаси Симидзу. В его «Проклятии» 2002 года в углу экрана то и дело появлялись глаза привидения или его силуэт. Как говорил режиссер, «кто заметил, тот и напуган».
Но одними страшилками вклад японцев в мировой кинематограф не ограничивается! Главное, что привнесла Япония в мировой кинематограф, — это технологии. Причем речь не только о технике и программах, а о различных трюках, которыми пользуются лучшие режиссеры вроде Стивена Спилберга, Квентина Тарантино и Мартина Скорсезе. К примеру, великий Акира Куросава придумал, как передать звук ножевого ранения (для этого использовали нож, мокрое полотенце и куриное филе), а еще он первым сумел красиво заснять дождь на черно-белую пленку в картине «Семь самураев» — для этого ему пришлось покрасить тонну воды чернилами для каллиграфии. Свое знакомство с японским кино начните именно с этого фильма. А потом уже переходите к другим из нашего шорт-листа. Приятного просмотра!
Текст: Александр Аникеев