Предпосылки Техасской революции
К началу XIX в. Техас находился в составе Мексики, являясь частью штата Коауила-и-Техас. В 1825 г. был издан закон, обеспечивавший поселенцам из США возможность получения земельных наделов в Техасе по низкой цене, причём платежи производились в рассрочку, а также предоставлялось освобождение от налогов на срок десять лет.
Данная мера привлекла большое количество поселенцев, число которых в скорости составило около 30000 человек (при числе мексиканского населения 7800 человек).
Однако, в 1829 г. президентом Висенте Герреро на территории Мексики было запрещено рабство, а в 1830 г. была ограничена иммиграция из США. Также, к 1835 г. в Мексике стала наблюдаться нестабильная политическая ситуация — власть в стране стала концентрироваться в руках Антонио Лопес де Санта-Анны, который фактически установил в стране военную диктатуру, проводя консервативную политику централизации власти.
Недовольство его политикой в виде восстания выразило 11 штатов Мексики, среди которых были и плантаторы-американцы, возмущенные наложенными на них ограничениями и отменой рабства.
Начало восстания
2 октября 1835 г. техасцы впервые столкнулись с мексиканской кавалерией, что стало началом Войны за независимость Техаса. В течение недели боевые действия набирали оборот, а 9 октября техасцы захватили город Голиад, в котором 10 декабря была провозглашена Декларация независимости Техаса.
К середине декабря повстанцы в ходе осады заставить капитулировать мексиканскую армию, стоявшую в городе Сан-Антонио-де-Бехар и старой католической миссии-крепости Аламо, в результате чего захватили артиллерию и оружие. Мятежный штат покинули последние мексиканские военные.
Успех был на стороне восставших, к ним присоединялись добровольцы из США. Также, видный военный и политический деятель Техаса Стивен Остин отправился в Соединенные Штаты дабы заручиться поддержкой.
Подготовка к обороне миссии Аламо
Победы техасцев вынудили Санта-Анну лично повести в Техас шеститысячную армию с целью усмирения восставшего штата. Целью его похода был город Сан-Антонио-де-Бехар.
Техасцы стали готовиться к приходу мексиканской армии. Верховный совет Техаса принял решение укрепить город всеми силами, поручив 21 декабря 1835 г. Джеймсу Нилу командование гарнизоном в оставленной миссии Аламо. Джеймс Нил, бывший артиллерист армии США, имел реальный боевой опыт и ранее проявил себя в Техасской революции.
Обеспечение техасского гарнизона было в жалком состоянии. К 6 января 1836 г. там осталось лишь около сотни солдат. Нил пишет временному правительству: «Даже если бы здесь был хотя бы один доллар мне об этом было бы неизвестно». По его словам, гарнизон бы не продержался в осаде и четырех дней. Так или иначе, его слова не были услышаны — правительство Техаса пребывало в хаосе и не могло организовать поддержку обороне миссии.
17 января 1836 г. в миссию пребывает Джеймс Боуи — один из видных лидеров техасских ополченцев, сыскавший боевую славу. Он преподнес предложение от главнокомандующего техасской армии Сэма Хьюстона — разобрать орудия и взорвать форт. Однако, Нил отклонил предложение и убедил Боуи в стратегической важности Аламо. Отклонив приказ об разрушении миссии, Нил и Боуи в письме губернатору Генри Смиту заявили: «…мы скорее погибнем в этих стенах, чем сдадим их неприятелю».
Ситуация все равно оставалась тяжелой. Боуи написал временному правительству, запрашивая «людей, денег, винтовки и орудийный порох». В ответ на это Смит отправил кавалерийского офицера Уильяма Б. Тревиса, который 3 февраля прибыл в Сан-Антонио-де-Бехар с 30 людьми.
8 февраля в форт прибыл Дэви Крокетт — известный американский охотник, путешественник и военный.
11 февраля Джеймс Нил покинул миссию Аламо, предположительно с целью поиска подкреплений и снабжения. Командование он передал Тревису, однако гарнизон, состоявший преимущественно из добровольцев, отказался принимать его командиром и избрал главным Боуи. Последний согласился и с закатил большую пьянку в честь своего назначения, но вскоре почувствовал приближение своей болезни (никто так и не смог определить недуг Боуи), поэтому разделил командование с Тревисом.
Повстанцы Техаса не знали, что мексиканцы почти год готовили нападение и Санта-Анна уже приближается к Сан-Антонио-де-Бехар. Однако, и у мексиканской армии все было не так гладко. В феврале 1836 г. в Техасе резко похолодало и даже выпало изрядное количество снега. Паек в войске Санта-Анны стал уменьшаться, а холод, дизентерия и набеги индейцев также отрицательно сказывались на солдатах. Но даже с учетом этих обстоятельств мексиканцы числено превосходили малочисленный гарнизон Аламо.
Окружение и осада
16 февраля жители Сан-Антонио-де-Бехара предупредили защитников миссии о приближении Санта-Анны, однако повстанцы отнеслись к этому лишь как к слухам. Тем временем войска мексиканцев были уже в 40 километрах от города.
22 февраля ничего не подозревающие техасцы отправились в Сан-Антонио-де-Бехар на праздник в честь дня рождения Джорджа Вашингтона, оставив лишь несколько человек в Аламо. Санта-Анна решил воспользоваться моментом, отправив генерала Хоакина Рамиреса-и-Сесму захватить практически пустую крепость, но его планам помешал внезапный дождь.
К 23 февраля 1836 г. все жители Сан-Антонио уже разъехались, зная о приближении мексиканской армии. Техасцы поставили на колокольне церкви в городе часового, который затем отправил нескольких разведчиков в окрестности. В приблизительно 2,5 километрах от Сан-Антонио они заметили войска Санта-Анны, о чем срочно сообщили остальным. Техасцы в спешке согнали в Аламо скот, собрали все скудные остатки пищи. Некоторые взяли с собой своих жен и детей. Также Тревис успел отправить в Гонсалес и Голиад посыльных с просьбой о помощи вместе с письмом, которое начиналось со слов «Народу Техаса и всем американцам мира». Оно было широко растиражировано и помогло собрать в Гонсалесе войско, часть которого отправилась на помощь осажденному Аламо.
К полудню мексиканцы взяли Сан-Антонио, окружив миссию Аламо и подняв в городе красный флаг. В ответ на это Тревис выстрелил из самой большой пушки в крепости. Понимая безвыходность ситуации, Боуи решил отправить переговорщика к Санта-Анне. Тоже самое сделал и Тревис.
Переговорщики обсуждали условия почетной капитуляции, но позиция Санта-Анны была непоколебима — капитуляция должна быть безоговорочной. В ответ на это Боуи и Тревис снова произвели залп из орудия крепости.
В течение первых дней осады мексиканские солдаты устанавливали артиллерийские батареи и окружали все возможные пути подкреплений к Аламо. Каждую ночь батареи постепенно приближались к стенам Аламо с трех сторон.
Мексиканская армия регулярно вела артобстрел. Защитники крепости отвечали им тем же, даже используя прилетевшие вражеские ядра, но вскоре Тревис запретил обстрел в целях экономии пороха. 24 февраля техасцы совершили вылазку для поджога хижин, в которых разместились войска противника, однако она не увенчалась успехом. В тот же день с болезнью окончательно слег Боуи, Тревис стал единоличным командиром крепости.
26 февраля произошла еще одна вылазка, в результате которой техасцы сожгли несколько хижин мексиканцев.
Люди, откликнувшиеся на письмо Тревиса, стали собираться в Гонсалесе и ожидали подкреплений от полковника Джеймса Фэннина. Поколебавшись, он отправил 26 февраля 320 человек, 4 орудия и несколько вагонов снабжения в 140-километровый марш от Голиада до Аламо, однако по различным причинам они в тот же день вернулись в Голиад.
Самые нетерпеливые, не дождавшись Фэннина, отправились к Аламо 27 февраля, из них 32 добралось до крепости. Помимо этого, чуть больше полусотни человек, участвовавших в марше от Голиада до Аламо, решили самостоятельно отправиться в Сан-Антонио, и большинство из них к 4 марта добралось до крепости.
3 марта около тысячи человек подкреплений прибыло к Санта-Анне. Итого численность мексиканцев составила 2400 человек против около двухсот техасцев. На ранее утро 6 марта был намечен штурм.
Штурм миссии
Легенда гласит, что 5 марта Тревис собрал своих людей и объяснил им, что атака будет скоро и победит мексиканская армия. Он якобы прочертил линию на песке и предложил тем, кто собирается умереть за Техас, переступить линию и встать рядом с ним. Прикованный к постели Боуи попросил Крокетта и нескольких техасцев перенести его кровать через линию. За линией остался только один человек — Луис «Мозес» Роуз. Объяснив товарищам, что он ещё не готов умереть за Техас, Роуз дезертировал этим же вечером. Правдивость этой истории с линией неоднократно подвергалась сомнению, однако сам Роуз и пережившие штурм Аламо Сюзанна Дикинсон и Энрике Эспарса подтвердили, что случай с линией имел место, однако многие детали истории противоречат друг другу.
После полуночи 6 марта мексиканская армия начала готовиться к последнему штурму. Войска были разбиты на 4 колонны, под командой генерала Коса, полковников Франсиско Дуке, Хосе Марии Ромеро и Хуана Моралеса. Санта-Анна наблюдал за резервом, пока мексиканская кавалерия рассредотачивалась вокруг Аламо для перехвата бегущих техасцев и мексиканских солдат.
В 5:30 утра Санта-Анна отдал приказ к наступлению. Войска тихо двинулись вперёд. Мексиканцам удалось достаточно быстро и тихо подобраться к стенам крепости, сняв спящих часовых. Тишину вскоре нарушили крики: «Да здравствует Санта-Анна!» (исп. ¡Viva Santa Anna!) и звуки горнов. Техасцы проснулись и поспешили занять свои посты.
В первые минуты боя мексиканские войска оказались в невыгодном положении. Колонный порядок позволял стрелять без опасности для товарищей только первым рядам солдат. Неподготовленные рекруты, не понимая этого, «слепо стреляли из своего оружия, раня и убивая своих товарищей впереди», а плотный строй делал их отличной мишенью для техасских орудий.
Войска подошли близко к стенам и завязалась перестрелка. Одним из первых пал Тревис, его подстрелили, когда он разряжал свой дробовик в солдат под стенами. В первой атаке мексиканцам не удалось взобраться на стены, они отступили и перегруппировались, но и вторая атака была отражена.
Санта-Анна, заметив массу своих войск у северной стены, испугался, что они разбиты, «запаниковал» и послал туда резерв. Мексиканские солдаты, подошедшие к северной стене, заметили, что в ней есть множество брешей и выступов, по которым можно подняться наверх. Одним из первых, кто поднялся на 12-футовую (3,7 м) стену, был генерал Хуан Амадор, вслед за ним толпа мексиканцев полезла на стену. Амадор открыл своим людям проход в северной стене, и мексиканцы начали проникать в крепостной комплекс.
Согласно плану обороны большинство техасцев отступили к казармам и к часовне. В стенах были проделаны отверстия, через которые они могли вести огонь. Защитники, находящиеся в загонах для скота, отступили в лошадиный отсек. Небольшой отряд техасцев, разрядив своё оружие, перелез через низкую стену, обогнул церковь и помчался бегом в восточную прерию, которая казалась пустой. Мексиканская кавалерия атаковала беглецов.
Последней группой, оставшейся на открытом месте, были Крокетт и его люди, защищавшие низкую стену впереди церкви. Они уже не успевали перезарядить оружие и использовали свои винтовки как дубинки, отбивались ножами. Однако мексиканцы открыли по ним огонь и завершили начатое штыками.
Перед тем как мексиканская армия установила полный контроль над Аламо, прошёл час. Множество оставшихся в живых защитников миссии забаррикадировалось в помещениях казарм. К несчастью для себя, техасцы не заклепали свои орудия перед отступлением и теперь мексиканцы развернули орудия против них.
Боуи был слишком болен, чтобы участвовать в битве. Возможно, он умер в своей постели. Очевидцы битвы давали противоречивые показания о его смерти. Некоторые утверждали о схватке на штыках в его комнате, кто-то говорил о том, что Боуи застрелился. По мнению историка Уоллеса Черитона, «наиболее популярная возможно и наиболее точная версия» его гибели — это смерть Боуи в его постели, «он бросился к стене и использовал свои пистолеты и свой знаменитый нож».
Последними погибли 11 техасцев, стреляющих из двух 12-фунтовых пушек в часовне. Техасцы защищались до последнего, но мексиканцы в церкви взяли верх. Битва за Аламо завершилась в 6:30. Мексиканские солдаты осмотрели каждый труп, закалывая любого, кто шевелился.
Итоги сражения
Согласно многим боевым отчётам от пяти до семи техасцев сдались, однако Санта-Анна приказал немедленно казнить выживших. Нескольким людям из Аламо все же удалось выжить. Среди выживших были раб Тревиса Джо, вольноотпущенник Боуи Сэм, Сюзанна Дикинсон и двоюродная сестра жены Боуи Хуана Наварро Олсбёри. Также в их числе оказался и Джеймс Нил, который планировал вернуться 6 марта в Аламо, но вдень битвы он только достиг Гонсалеса, где выписал личный ваучер на 90 долларов, чтобы купить медикаменты для солдат своего гарнизона.
В целом, почти все защитники Аламо (которых насчитывалось от 182 до 260) были убиты. Потери мексиканцев сильно разнятся — от 60 до 2000 погибших, но многие исследователи сходятся на цифре в 400-600 погибших.
По приказу Санта-Анны трое из выживших были посланы в Гонсалес, чтобы донести известие о разгроме техасцев. После получения новости Сэм Хьюстон отдал приказ к отступлению. Множество граждан (включая членов техасского правительства) бежало от мексиканской армии на восток (событие, известное под названием Бедовой дороги).
Воздействие Битвы за Аламо и дальнейшие события
Несмотря на свои потери при штурме Аламо мексиканская армия превосходила техасскую армию в соотношении 6 к 1. Санта-Анна посчитал, что всё техасское сопротивление сокрушено, и техасские солдаты поспешно покидают область. Однако на самом деле произошёл обратный эффект и люди стекались в армию Хьюстона.
В полдень 21 апреля техасская армия атаковала лагерь Санта-Анны у переправы Линчбург. Мексиканская армия была застигнута врасплох и битва при Сан-Хасинто закончилась через 18 минут. Во время битвы многие техасцы кричали «Помни Аламо!» Санта-Анна был захвачен на следующий день, и, по слухам, сказал Хьюстону: «Этот человек может считать себя рождённым не для того, чтобы разделить судьбу тех, кого покорил Наполеон Запада. И сейчас ему остаётся быть великодушным к побеждённым». Хьюстон ответил: «Вам следовало бы вспомнить это под Аламо». Санта-Анна был вынужден вывести свои войска из Техаса, покончив с мексиканским контролем над провинцией и придав некоторую легитимность новообразованной Техасской республике.
Битва при Аламо стала самой известной битвой Техасской революции и одной из самых прославленных в истории США.
Благодарим вас за прочтение данного материала. Не забудьте подписаться на наш канал и поставить палец вверх - это очень сильно помогает повышать качество контента и мотивирует нас писать новые интересные статьи!