Речь ребенка напрямую связана с руками, а точнее с пальцами рук. Потому и игры должны быть связаны именно с этой частью тела ребенка.
Ребенок познает окружающий мир через прикосновения. Ему постоянно нужно, что то трогать, брать в руки, катать, и даже пробовать на вкус. Если родители не запрещают, а наоборот поощряют это желание ребенка, дают ему различные вещи, гладкие, шершавые, тряпочки, листочки и т.д. То у таких детей как правило лучше развивается речь.
И это не шутки, учеными уже давно доказано, что его сенсорные ( "трогательные") навыки и речь, очень тесно связаны друг с другом.
Детям до 1 года, подойдут различные игры с руками, например ладушки или сорока-ворона, так же будет полезно трогать различные предметы с разными поверхностями.
Детям от 1 года, можно уже давать пластилин или кинетический песок ( он есть сейчас во всех детских магазинах, это песок который можно лепить, на ощупь он действительно как мокрый песок, но может держать форму).Так же можно с детьми рисовать руками, есть специальные пальчиковые краски, ребенку будет и интересно и пальцы будут получать необходимый "трогательный" эффект.
С 2-3 лет, уже можно давать пуговицы, крышки от бутылок. Детям интересно просто перекладывать их с места на место. Можно придумать что то, с этими вещами, например сшить их вместе. Так же будет полезно читать стихи и одновременно показывать пальцами, животных или действия из стишка. Можно купить мозайку, это так же будет развивать моторику, а вместе с ней и речь.