Найти тему

Отходы предприятий — потенциальный источник осложнений

Оглавление

Именно так можно назвать отходы, складируемые десятилетиями в процессе освоения недр. Сам факт длительного или бессрочного существования техногенных массивов — источник экономических и экологических проблем для недропользователей.

Ранее мы писали о геолого-технологическом картировании лежалых хвостов ЗИФ ООО «Соврудник» и перспективах отработки подобных объектов, в другой статье — об авариях на хвостохранилищах.

В итоге всё сводится к тому, что плевать в колодец, из которого пьёшь, — опасно.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Недавно в Бразилии произошла авария на хвостохранилище.

Справка

В Российской Федерации классификация отходов связана с ответственностью собственника отходов вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если отходы направляются на размещение.

Нормативы этой платы установлены на 2019 г. в размере:

- отходы добывающей промышленности V класса опасности 1,1 рубля за тонну,

- отходы переработки — 40,1 рубля за тонну, для прочих отходов величина норматива — 17,3 руб./т.

- Плата за отходы 4-го класса опасности установлена на уровне 663,2 руб./т,

- 3-го класса — 1327 руб./т,

- 2-го класса — 1990,2 руб./т,

- 1-го класса — 4643,7 руб./т.

_________________________________________________

Дорогой риск

В своё время понятие «класс опасности отходов» было мерой определения способа складирования и дальнейшего хранения хвостов: чем он выше, тем сложнее и дороже система хранилищ для этих целей.

Со временем класс опасности связали с базой для начисления платы за размещение отходов.

Природоохранное законодательство ввело понятие «комплексное экологическое разрешение» ещё четыре года назад.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ ст. 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» промышленные предприятия обязуют получить КЭР либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду.

-2
«Вводятся новые методики расчёта, новые ставки. Но самое неприятное, что раньше это были платежи за воздействие на окружающую среду (НВОС), сейчас же введут налог.
И если размер тех же экологических платежей и штрафов можно было оспорить в арбитражном суде, то с налоговыми органами, учитывая имеющиеся у них права и уже сложившуюся репутацию, такой подход практически нереализуем», — считает начальник отдела охраны окружающей среды АО «Иргиредмет», кандидат технических наук Владимир Петров.


По словам эксперта, это не что иное, как петля на шее золотодобытчиков, специально созданная и постепенно затягивающаяся.

Каким образом размер оплаты зависит от класса опасности?

«Раньше в горнодобывающей промышленности существовала чёткая, всем понятная система: определяем химический состав хвостов с помощью специальных приборов, по официальной методике расчётным путём устанавливаем класс опасности.

Если мы возьмём прибор одной фирмы, другой, третьей, то химический состав анализируемых отходов будет в принципе один и тот же.

Методика расчёта единая, надёжная, отработанная, поэтому и класс опасности определялся во всех лабораториях одинаковым, разночтения были крайне редки.

Известные методики биотестирования применялись только для подтверждения пятого, самого низкого класса опасности.

Для других (за исключением особых случаев) предписывался только расчётный метод.

Однако в 2014 году вышла другая редакция критериев отнесения отходов к классам опасности.

Казалось бы, незначительные редакционные правки текста этого документа изменили саму сущность метода, практически разрешив использовать экспериментальный метод.

В переводе с «чиновничьего языка» это означает разрешение применения биотестирования для любых целей.

На каких основаниях принято такое решение — неизвестно.

Расчётная методика по химическому составу применялась и применяется без каких-либо осложнений.

Вся довольно логичная и стройная система определения класса опасности отходов горнодобывающих предприятий почти разрушилась.

Я предполагаю, что это происходит с целью создания очередного рычага давления на бизнес и потенциального канала для изъятия финансовых средств с предприятий в виде завышенных плат за отходы или в виде штрафов за хранение отходов «ненадлежащего» класса опасности.

И уже есть прецеденты, когда у небольших предприятий «на ровном месте» образуются штрафы за отходы от 100 до 200 млн рублей.

Сейчас вся промышленность под ударом.

При существующем в настоящее время положении с классом опасности отходов оштрафовать по этой линии можно любое предприятие», — обеспокоен г-н Петров.

Текст: Надежда Гесс