Найти тему

Атом это не только бомба, но и средство передвижения.

 "Автомобили автомобили буквально всё заполонили". Помните строчку из известной песенки группы “Весёлые ребята”? Там дальше идут строки “как аромат вдыхаем мы бензин”. И кажется действительно автомобиль и бензин также не отделимы друг от друга, как теорема Пифагора от геометрии.

 Для многих читателей будет открытием узнать, что с начала 50-х годов умы учёных и инженеров будоражила идея автомобилей на атомном двигателе. Данному вопросу и посвящён сегодняшний выпуск Музея фантастики.

 Нет необходимости говорить, какие достоинства имел бы атомный автомобиль. Экологичность, долговечность - два главных достоинства   предполагаемого автомобиля на атоме. Главная препона, мешающая осуществить смелые задумки инженеров - как и  чем охлаждать, чтобы в чудо-автомобиле осталось место и для пассажиров.

                      "Arbel Symetric". Атомобиль из Франции. atomic-energy.ru.
                     "Arbel Symetric". Атомобиль из Франции. atomic-energy.ru.

          О том как американские генералы в Red Alert  играли.

  Геймеры со стажем помнят шедевральную серию игр Red Alert. В игре дело происходит в альтернативном будущем, где за господство над миром борются СССР, США, Япония. Так вот, игрок волен штамповать различные виды войск. От огромных дирижаблей до людей с электропушками. А ещё там был танк “Апокалипсис” .

 Разработки танка на атомном двигателе - прямо как из упомянутой серии игр  -  велись в США в начале 50-х. Кто сказал, что атом должен быть мирным?  Бравые генералы из Пентагона так не думали.

                                                 атомный танк  TV-1. wikimedia.org.
                                                атомный танк TV-1. wikimedia.org.

 Вот он плод сумеречного американского гения. Танк под названием TV-1. Замечу, что в последующие годы было создано ещё несколько  макетов модификаций чудо-танка.

 Что же он из себя представлял? Танк должен был весить 70 тонн, обладать бронёй в 350 миллиметров. Ездить он должен был на двигателе от атомной подводной лодки. Всё казалось бы хорошо, ещё немного и танковые армады на атомном топливе заколесят по Европе и просторам СССР.  Однако пришла беда, откуда не ждали, вскрылась проблема экранирования боевой машины. Всё строго по формуле - было гладко на бумаге, да забыли про овраги.

 За дело берётся Форд. Или как человечество чуть не пересело на атомные автомобили.

  Ford Nucleon - первый и самый, если так можно сказать, доработанный проект атомного автомобиля. Не мудрено, его разработкой занимались прославленные фордовские  инженеры.

                          Ford Nucleon. Первая версия. wikimedia.org.
                        Ford Nucleon. Первая версия. wikimedia.org.

 Ford Nucleon и сегодня выглядит так,  как будто он сошёл со страниц комикса или научно-фантастического романа.

 Что же напридумывали фордовские инженеры?

 Предполагалось, что двигатель займёт 75 процентов всего пространства. Неплохо, правда? Позднее решили остановиться на компактных атомных двигателях, но вот загвоздка - сам концерн “Форд“ не обладал нужными технологиями.

 Была решена даже проблема охлаждения двигателя и теоретически рассчитано на сколько километров пробега хватит машины.

 Ещё одной проблемой, которую так и не удалось решить - как защитить пассажиров от излучения.

                                                         Окончательная версия. s.yimg.com.
                                                        Окончательная версия. s.yimg.com.

    И даже в цвете, дамы и господа!

                                                             i.kinja-img.com/gawker-media
                                                            i.kinja-img.com/gawker-media

                             Форд. Попытка № 2.

                            Ford Seattle-ite XXI (макет). membrana.ru.
                           Ford Seattle-ite XXI (макет). membrana.ru.

  В самом начале 60-х  компания Форда снова решила  оседлать волну атомного автомобилестроения.

   Результатом научно-инженерных изысканий стал Ford Seattle-ite XXI. Какие новые решения придумали “фордовцы“?

 Их не сильно волновало отсутствие главной составляющей компактного атомного двигателя. Возможно отдел, занимавшийся разработкой чудо-машины, рассуждал следующим образом - ”раз пока нельзя запустить машину в массовое производство, по техническим причинам, почему бы не пофантазировать всласть?”

 Компоновка автомобиля предполагалась классическая, но самое интересное было впереди. Многие решения, применённые при проектировании Ford Seattle-ite XXI, опередили своё время на несколько десятилетий.

 Руль был заменён на что-то, отдалённо напоминающее тачскрин, в авто должен был присутствовать определитель координат (прообраз современного GPS), в машине также стояли датчики дождя. Ирония судьбы в том, что почти все идеи, задуманные в Ford Seattle-ite XXI, легко реализуемы, кроме главной - так и не создано компактного атомного двигателя.

                                                           Ford Seattle-ite XXI (макет).bright-cars.com.
                                                          Ford Seattle-ite XXI (макет).bright-cars.com.

 На этом эпопея с атомными автомобилями затухла на много десятилетий. Новые проекты машин, работающих на атоме, появились только на рубеже 20-21 веков. Но это, как говорится, совсем другая история.

-------

Весь цикл - Музей фантастики - читайте здесь.

-8