"Автомобили автомобили буквально всё заполонили". Помните строчку из известной песенки группы “Весёлые ребята”? Там дальше идут строки “как аромат вдыхаем мы бензин”. И кажется действительно автомобиль и бензин также не отделимы друг от друга, как теорема Пифагора от геометрии.
Для многих читателей будет открытием узнать, что с начала 50-х годов умы учёных и инженеров будоражила идея автомобилей на атомном двигателе. Данному вопросу и посвящён сегодняшний выпуск Музея фантастики.
Нет необходимости говорить, какие достоинства имел бы атомный автомобиль. Экологичность, долговечность - два главных достоинства предполагаемого автомобиля на атоме. Главная препона, мешающая осуществить смелые задумки инженеров - как и чем охлаждать, чтобы в чудо-автомобиле осталось место и для пассажиров.
О том как американские генералы в Red Alert играли.
Геймеры со стажем помнят шедевральную серию игр Red Alert. В игре дело происходит в альтернативном будущем, где за господство над миром борются СССР, США, Япония. Так вот, игрок волен штамповать различные виды войск. От огромных дирижаблей до людей с электропушками. А ещё там был танк “Апокалипсис” .
Разработки танка на атомном двигателе - прямо как из упомянутой серии игр - велись в США в начале 50-х. Кто сказал, что атом должен быть мирным? Бравые генералы из Пентагона так не думали.
Вот он плод сумеречного американского гения. Танк под названием TV-1. Замечу, что в последующие годы было создано ещё несколько макетов модификаций чудо-танка.
Что же он из себя представлял? Танк должен был весить 70 тонн, обладать бронёй в 350 миллиметров. Ездить он должен был на двигателе от атомной подводной лодки. Всё казалось бы хорошо, ещё немного и танковые армады на атомном топливе заколесят по Европе и просторам СССР. Однако пришла беда, откуда не ждали, вскрылась проблема экранирования боевой машины. Всё строго по формуле - было гладко на бумаге, да забыли про овраги.
За дело берётся Форд. Или как человечество чуть не пересело на атомные автомобили.
Ford Nucleon - первый и самый, если так можно сказать, доработанный проект атомного автомобиля. Не мудрено, его разработкой занимались прославленные фордовские инженеры.
Ford Nucleon и сегодня выглядит так, как будто он сошёл со страниц комикса или научно-фантастического романа.
Что же напридумывали фордовские инженеры?
Предполагалось, что двигатель займёт 75 процентов всего пространства. Неплохо, правда? Позднее решили остановиться на компактных атомных двигателях, но вот загвоздка - сам концерн “Форд“ не обладал нужными технологиями.
Была решена даже проблема охлаждения двигателя и теоретически рассчитано на сколько километров пробега хватит машины.
Ещё одной проблемой, которую так и не удалось решить - как защитить пассажиров от излучения.
И даже в цвете, дамы и господа!
Форд. Попытка № 2.
В самом начале 60-х компания Форда снова решила оседлать волну атомного автомобилестроения.
Результатом научно-инженерных изысканий стал Ford Seattle-ite XXI. Какие новые решения придумали “фордовцы“?
Их не сильно волновало отсутствие главной составляющей компактного атомного двигателя. Возможно отдел, занимавшийся разработкой чудо-машины, рассуждал следующим образом - ”раз пока нельзя запустить машину в массовое производство, по техническим причинам, почему бы не пофантазировать всласть?”
Компоновка автомобиля предполагалась классическая, но самое интересное было впереди. Многие решения, применённые при проектировании Ford Seattle-ite XXI, опередили своё время на несколько десятилетий.
Руль был заменён на что-то, отдалённо напоминающее тачскрин, в авто должен был присутствовать определитель координат (прообраз современного GPS), в машине также стояли датчики дождя. Ирония судьбы в том, что почти все идеи, задуманные в Ford Seattle-ite XXI, легко реализуемы, кроме главной - так и не создано компактного атомного двигателя.
На этом эпопея с атомными автомобилями затухла на много десятилетий. Новые проекты машин, работающих на атоме, появились только на рубеже 20-21 веков. Но это, как говорится, совсем другая история.
-------
Весь цикл - Музей фантастики - читайте здесь.