Олег Басилашвили рассказывал о Павле Луспекаеве такой случай:
«Мне повезло, мы с ним жили рядом. И как-то он мне «исповедовался», сказал, что ему очень надоела «разгульная» жизнь. И он дал мне слово, что больше не будет пить. А минут через сорок после этой «исповеди» говорит: «У нас сегодня выходной, пойдём в ресторан». Мы пошли, и он попросил себе 200 грамм водки. Поели, он берёт рюмку, я ему говорю: «Ну, я пошёл» «Куда ты, выпей!». Я ему отвечаю: «Не буду я, Павел, пить, я же сказал», – и ушёл. А он мне в спину метнул нож через весь зал. Нож воткнулся в дверь. Где-то в два или три часа ночи слышу: в дверь квартиры кто-то скребётся. Я дверь распахнул и вижу такую картину – на лестничной площадке на коленях стоит Павел Борисович Луспекаев весь в слезах и говорит: «Олежек, прости меня». «Да за что мне тебя прощать?» – спрашиваю. «Я нарушил слово, данное тебе».
Все материалы о Луспекаеве сходятся на одном - нрава актер был крутого, типажа яркого и таланта - многогранного. Жил азартно и страстно.
Прекрасен штрих к портрету. Говорят, Луспекаев мечтал о роли генерала Чарноты. Но его забраковали — всё из-за ампутированных ног. Вместо него утвердили Ульянова. И Павел Борисович звонил актрисе Татьяне Ткач, огорчённый: «Неужели они действительно променяли Луспекаева на Ульянова? Скажи им, что только я смогу ходить по Парижу в кальсонах!»
В самой знаменитой картине Луспекаева, "Белом солнце пустыни", Верещагин, его герой, ножи не метал. Дрался, да. Говорят, к слову, большинство трюков, в том числе драку на баркасе, актер выполнил сам, без помощи каскадеров, несмотря на то, что с трудом ходил, а в песках, где шли съемки, ему дорого давались даже 20 шагов.
Зато нож могли бы метать в него.
Говорят, режиссеру картины, Владимиру Мотылю пришла идея: костыли для героя. Верещагин - герой "германской" войны, кавалер Георгиевских крестов, и ничего удивительного, что у него костыли. В воображении режиссера замелькали сцены драки на баркасе. Как герой пустил в дело костыли и как бандит метнул нож, угодивший в деревянную ногу, а Верещагин даже не поморщился. С этой идеей Владимир Мотыль пришел домой к Павлу Луспекаеву. Но тот на корню отверг идею с костылями. Показал чертеж металлических упоров, которые будут вделаны в сапоги, и он сможет без палки передвигаться. "Я сыграю то, что ты придумал, - произнес Павел Луспекаев. - А инвалида успею в другой какой-нибудь картине".
P.S. К слову, в самом фильме ножи все же метали. Но не Луспекаев. Персонаж Саида. Вот этот фрагмент:
Здесь на стоп-кадре видно начало броска:
_______________________________________________
Вопросы, замечания/пожелания/предложения присылайте, пожалуйста, по почте knifethrowing@yandex.ru
Если хотите спорить в комментариях - мы только за. Спорьте фактами (с указанием первоисточника и ссылки на него), пожалуйста.
Господа, напоминаем, что за мат и неадекват в комментариях - удаление комментария, а затем бан автору.