Третья часть перевода статьи о проблемах экзорцистов в современной Америке. Слишком много людей стали страдать от тяжких психических недугов и обращаться к священникам за помощью. Что совершенно не радует последних, дипломированных психологов и психиатров.
Первое объяснение, которое Луиза нашла для творящейся с ней жути — сонный паралич. При сонном параличе пробуждение происходит раньше спада сонного паралича мышц, сознание “опережает” тело. В таком состоянии люди часто видят галлюцинации, из-за несогласованной работы нейронов в головном мозге.
Паралич хорошо объяснял галлюцинации, но не прикосновение к ключице — прикосновение, которое Луиза чувствовала, находясь в сознании и без паралича. Жутко боясь, что что-то преследует её, Луиза погрузилась в темные пучины интернета. На YouTube она нашла отзывы и подробные рассказы людей, которые утверждали, что демоны или другие злые силы на время утащили их в ад. Люди описывали страшные образы голых чертей и бесов, по-змеиному извивающихся в жарком пламени. Луиза надолго “застряла” в теме, выискивая всё новую и новую информацию о чертовщине.
В воскресенье после пережитого ужаса в кабинете терапевта, в страхе, Луиза пришла на мессу в собор Святого Иакова. После службы Луиза рассказала о своих проблемах священнику. Падре, выслушав девушку, тут же спросил, участвовала ли она в каких-нибудь спиритических штукенциях. Луиза участвовала. Когда умер её дедушка, пару лет назад, Луиза использовала спиритическую доску — оккультная тематике не отпускала. Священник сказал выбросить и доску, и любую оккультную ерундистику, если она лежит дома: карты Таро, амулеты, языческие символы, целебные кристаллы и камни рождения. Любая из этих вещей — распахнутая дверь для демонов, с приглашением.
Некоторые католики, редко посещающие церковь, удивятся, узнав, насколько буквально современная церковь воспринимает сатану и его легион. В то время как многие сегодня интерпретируют Люцифера, как метафору греха, искушения, извечного зла в мире — папа последовательно отвергает любые аллегории. В проповедях, интервью, а иногда и в твитах Франциск утверждает, что сатана - которого папа честит то Вельзевулом, то соблазнителем, то Великим змеем - это реальное воплощение, сущность обмана и унижения людей. В апрельском Апостольском наставлении 2018-го папа писал: “Мы не должны думать о дьяволе как о мифе, образе, символе, фигуре речи или мыслительном эксперименте”. Нет, дьявол реален и это “сущность, атакующая нас”.
Экзорцизм, кроме Церкви, практикуют некоторые протестантские и неконфессиональные еретики, но только католическая Церковь обладает упорядоченной, строгой и давней традицией проведения обряда.
Для теологов Церкви воздействие, которое демоны и их предводитель, сатана, оказывают на людей, располагается на эдакой шкале. На одном конце — демоническое угнетение, принуждение человека ко злу. На другом — одержимость, когда один или несколько демонов получают контроль над телом человека и говорят и действуют через него.
Католические священники-демоноборцы используют процесс, называемый различением, чтобы определить, имеют ли они дело с настоящей одержимостью. Прежде, чем провести обряд экзорцизма, человека отправляют на психиатрическую экспертизу. В подавляющем большинстве случаев история на этом заканчивается: многие люди, заявляющие о своей одержимости, страдают от расстройств психики, шизофрении или диссоциативного расстройства. Часто это люди, которые недавно отказались от или завершили прием психотропных препаратов.
Отец Гарри Томас, экзорцист Чикаго, уточняет, что до 80 процентов несчастных, которые обращались к нему за помощью и с желанием провести обряд изгнания — были жертвами сексуального насилия, в прошлом.
Для некоторых людей новость, что они не одержимы, становится разочарованием. Отец Винсент Ламперт, экзорцист Индианаполиса, вспоминает юношу, который пришел к нему за обрядом. Обряда не потребовалось, юноша страдал шизофренией. Однако молодой человек не сдавался. Он заявил Ламперту, что “вы можете считать меня шизофреником, но вы не можете объяснить мне, почему я заболел … по крайней мере у этого [болезни] демонические причины, и мне нужно узнать, почему”.
Если психиатрическая экспертиза, анализ гормонов и физический осмотр страждущего не дают понятных и объяснимых результатов — священник берется за дело всерьез. Сперва священники изучают классические признаки одержимости демонами: способность говорить на языках, который человек никогда не изучал; физическая сила, превышающая текущие возможности организма; знания в вопросах, которыми человек раньше не интересовался; дикая ненависть к Богу и отвращение к святым вещам, включая распятия и святую воду.
Только очень небольшое количество обращений проходят через “сито” различения. Католические экзорцисты с десятилетним и более опытом демоноборчества, с которыми беседовал Майк Марьяни, автор статьи, сталкивались лишь с несколькими случаями, “по пальцам руки пересчитать”, которые считали истинной одержимостью. В вопросах экзорцизма “Церковь предпочитает действовать осторожно и скептически”, по мнению отца Ламперта. Священник сравнивает экзорцизм с ядерным оружием — контрмерой, которой важно обладать, но которую можно использовать только тогда, когда никакое другое оружие-объяснение не подходит.
Обряд начинается с экзорциста, которому обычно помогают несколько человек, которые удерживают одержимого. Беднягу кропят святой водой, экзорцист сотворяет крестное знамение и преклоняет колени, чтобы прочесть литанию святых и несколько стихов из Священного Писания. Затем священник обращается непосредственно к демону или демонам, сидящим в теле. Экзорцист устанавливает правила, которые демоны должны соблюдать: раскрывать себя, когда к ним обращаются, называть себя по имени, и валить из тела прочь, когда им приказывают именем Господа. Экзорцист устанавливает правила и заклинает демонов властью Иисуса Христа, и, по католической доктрине, у демонов нет выбора, кроме как повиноваться словам слуги Божьего.
В кульминационный момент обряда, который может длиться час или больше, экзорцист обращается к сидящему в теле и приказывает: “Я изгоняю тебя, нечистый дух, вместе со всей сатанинской силой врага рода человеческого, вместе с каждым призраком ада и всеми твоими павшими товарищами”. Обряд завершается молитвой и, если одержимость не спала полностью, планом на следующий обряд. Для тех немногих несчастных, которые, по мнению Церкви, действительно были одержимы, совершали полдюжины или более обрядов экзорцизма. Священник останавливался только когда был уверен, что демоны изгнаны полностью.
Согласно католическим догматам, демоны, чтобы завладеть человеком, используют дверные проемы — те самые, о которых предупреждал Луизу священник из собора Святого Иакова. Дверьми становятся вещи или поступки, которые жутки и без рогатых тварей. Вещи, которые стали “свидетелями”, присутствовали при повторяющемся или диком зле, в доме — запечатлевают на себе грех одного поколения, чтобы передать “эстафету” следующему. Экзорцисты говорят, что распространены два типа дверей.
Почти все экзорцисты, с которыми беседовал автор статьи, назвали первым и главным “порталом” сексуальное насилие. Демоноборцы считают, что сексуальное насилие настолько травматично, что создает “душевную рану” - по словам отца Томаса - которая делает человека уязвимым для атак демонов.
Экзорцисты, для точности, вовсе не утверждают, что сексуальное насилие травмирует людей до такой степени, что они начинают верить в собственную одержимость. Экзорцисты утверждают, что насилие создает условия для фактической, реальной демонической одержимости. Но и с точки зрения современных психиатрии и психотерапии опыт травмирующего сексуального насилия помогает объяснить, почему кто-то начинает верить, что ему угрожает что-то зловещее и потустороннее.
Участившиеся сексуальные скандалы, которые сотрясают и Церковь, и общество, позволяют провести жутковатую причинно-следственную связь. Но вряд ли это хороший ответ на вопрос “почему сейчас?”, почему так вырос “спрос” на экзорцизм. Хотя общество волнует проблема изнасилований — нет никаких доказательств, что жестокое обращение с детьми сегодня значимо увеличилось статистически.
Второй дверной проем для демонов, интерес к оккультизму, напротив, хотя бы частично объясняет всплеск обращений к экзорцистам. Одержимость демонами - или представление о собственной одержимости демонами - распространяется всё шире. И, по мнению экзорцистов, это связано с “возрождением” и модой на магию, гадания, колдовство, общение с мертвыми. Согласно догматам Церкви, обращение к оккультизму — это попытка человека открыться к тем духовным сферам, в которых обитают демоническими силами. Отец Томас уверен, что “эти практики — тот механизм, который позволяет демону войти”.
В последние годы, и журналисты, и ученые фиксируют возобновление интереса к магии, астрологии, колдовству. В основном, на чертовщину тянет миллениалов. Для Гэрри Томаса “оккультизм становится заменой Бога … Люди предпочитают идти кратчайшим путем и хотят получить силу и знания [для жизни]. А оккультизм — весь про силу и знания”. Другой экзорцист указывает на влияние Гарри Поттера, книги и фильмы о котором “отвратили американцев от мысли, что магия — это тьма”.
Побеседовав с демоноборцами и изучив новости, Майк Марьяни, автор статьи, задался вопросом, могут ли две тенденции - рост интереса к оккультизму и взлетевший “спрос” на обряд экзорцизма - иметь одну причину. Многие современные социальные проблемы, с которыми столкнулось американское общество — мрачны, страшны и неподвластны человеческому контролю. Это и опиоидная эпидемия, и постоянное и неизбывное сокращение рабочих мест для “синих воротничков” , и проблемные районы, в которых царят отчуждение и страх. Возможно, затянувшийся социальный кризис Америки заставляет людей поверить, что на них действуют и другие, сверхъестественные силы.
******
И еще одна отбивка, перед финальной частью статьи-перевода. Которая будет, совсем скоро.
И да хранит вас Господь.