Наталья Збандут - пожалуй, одна из самых малоизвестных советских женщин-режиссеров. Сайт "Кино-Театр" сообщает о шести работах Натальи Амирановны, из них доступны только две - и те не дают внятного представления о том, что представляет их автор как кинорежиссер. Биографические сведения также скудны: родилась в России, в Куйбышевской области, кино снимала в Украине, на Одесской киностудии. В общем, всю карьеру провела где-то на периферии и никогда не была на виду у киноэлиты.
На данный момент доступны два ее фильма, представляющие интерес только для поклонников советского или перестроечного кино. К последнему направлению относится "Неустановленное лицо" (1990) - перестроечный детектив пошиба чуть ниже среднего. Ничего особенно - разве что Елена Майорова сразу в двух главных ролях. Несколько более интересен, особенно для любителей старых-добрых советских сказок, другой фильм Н.Збандут - "Сказки старого волшебника" (1984).
Чем замечательны советские киносказки - это не просто прямолинейные экранизации сказок Андерсена или братьев Гримм, например. Советские сказки - это прежде всего "фантазии на тему", актуализированная под современную действительность древняя мудрость, выраженная в сказочных образах. Это киноэксперименты, порой смелые и безумные, потому очень ценные. Особое внимание уделяется эстетике: костюмам, декорациям и пр. "Сказки старого волшебника" - из этой темы.
Наталья Збандут со сценаристами взяли сказки Шарля Перро ("Спящая красавица", "Синяя борода", "Кот в сапогах" и другие) и слепили из них оригинальный сказочный мир, в котором живут по соседству все известные нам персонажи - от Красной Шапочки до Мальчика-с-пальчика. Вот, например, Александр Демьяненко в роли людоеда!
Конечно, обязательны добрая фея и злая колдунья.
Из-за последней и начались все неприятности в сказочной королевстве.
Кратко сюжет выражен в этой песенке:
Принцесса спит сто лет,
А храбреца все нет и нет,
И если рыцарь не найдется -
Принцесса так и не проснется.
В фильме далеко не всё так просто, как в сказке Ш.Перро. Здесь всё как-то по взрослому, хэппи-энд неоднозначный, даже философско-меланхоличный. В общем, это из тех киносказок, которые и "детские", и "недетские" одновременно. Детей привлекают внешние эффекты, взрослые же получают возможность местами повздыхать и погрустить.