Найти тему
Грибанов Роман

Артист Данилов

За ударной установкой Дмитрий Данилов
За ударной установкой Дмитрий Данилов

Он начинал петь еще во времена образования Челябинского рок-клуба, активно музицировал в 90-х, продолжал играть в рок-группе в нулевых и не бросает музыку по сей день. Дмитрий Данилов – личность харизматичная, в меру известная и авторитетная. Певец, ударник, автор музыки и текстов. В 80-х он от друзей по рок-клубу получил прозвище ДиДа - сокращение от имени и фамилии. Но более молодая тусовка музыкантов 90-х переиначила прозвище в Диду - Дед, что говорит об искреннем уважении юной рок-н-ролльной поросли к маститому артисту. Юнцы посмеивались над возрастом Димы и над его запредельным перфекционизмом, но вопреки всему Данилов, словно Коннор Маклауд, сменивший меч на барабанные палочки, перемалывает десятилетие за десятилетием, и удары его по бочке и альтам становятся только крепче. «Черные брызги», «Киты», «Гибрид» и Jet Cadence, выступления в Свердловске, Москве и Питере, трансляция трека на шотландской музыкальной радиостанции. Какую силу нужно иметь, чтобы находиться в Музыке уже более тридцати лет, совершенно на ней не зарабатывая…

– Любовь к музыке пришла с детства, мой папа был меломаном, и дома постоянно звучали записи Ободзинского, Пьехи, Мулермана, Майи Кристалинской, я их с трех лет слушал, - рассказывает Дмитрий Данилов. - А опыт самостоятельного музицирования я получил в десятом классе, мне за 20 рублей купили магнитогорскую гитару, и товарищ по двору показал, как зажимать струны. Мне так понравилось, что я в свою очередь стал учить играть на гитаре своего друга Вову. Вот это был талант! Я ему вечером показал три аккорда, а уже на следующее утро Владимир Алыпов вышел во двор и всех поразил, исполнив подряд пять песен «Машины времени». Ну как с таким талантливым человеком было не организовать рок-группу (смеется).

Трудно быть богом

Дима и Вова вместе занимались во Дворце пионеров Курчатовского района у Сергея Кантора и даже пели в хоре Владимира Македона. Данилов после школы поступил в ЧПИ, среди прочих первокурсников был угнан на картошку, а по возвращении с полей выяснил, что друг Алыпов в ДПШ уже рок-группу собрал. Причем все гитары были заняты, Дмитрию же оставили место за ударной установкой, поневоле пришлось стать барабанщиком. И вокалистом. Что, впрочем, в Челябинске не редкость: кроме поющего барабанщика Данилова работу вокалиста и ударника удачно совмещали Боб Савин, Павел Свиридов из «Сабаки Скэт Бэнд», Владимир Зайцев из «Диспансера», Марат Чапаев из The Hands, Альберт Петров из «Такси-блюз-бэнда», Николай Гурьев из «Братьев Енотовых» и Борис Каплун из «Ариэля». Hallo, Don Henley!

Дмитрий Данилов (у микрофона) и "Черные брызги" на летней сцене в ПКиО  Гагарина
Дмитрий Данилов (у микрофона) и "Черные брызги" на летней сцене в ПКиО Гагарина

Переехав из Дворца пионеров на репетиционную базу ДК «Восток», свежеиспеченный ансамбль определился с репертуаром и именем. Под влиянием романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» парни взяли себе название «Черные брызги». И немедленно принялись за запись альбома, сочиненного Даниловым и Алыповым материала хватало на полноценную программу. Вова играл на гитаре, Данилов пел и стучал на барабанах, Дима Захаров взял в руки бас. Потом к трио присоединился Дима Никулин, он встал на бас, а Захаров перешел на клавиши. Группа вполне сыгралась, и в 88-м «Черные брызги» выдали «Дребезги». Альбом среди местных неформалов конца 80-х тут же получил статус культового, продвинутые челябинцы с удовольствием распевали необычную, мрачную, затягивающую психоделическую балладу «Ероплан». Надтреснутый, нарочито грубый вокал шоркал наждаком по ушам и нервам, доводя слушателя до безумия. Клавиши и звенящая гитара плели кружевной узор сумасшедшей меланхолии. Зловещая ритм-секция учащала у зрителя дыхание. Не зря историограф Свердловского рок-клуба Дмитрий Карасюк рассказывает, что когда в Екатеринбурге хотели выпустить виниловый сборник лучших групп уральского рока, то Челябинск на нем должен был быть представлен именно «Еропланом». Впечатляющая и на всю жизнь запоминающаяся вещь.

Автором всех песен «Черных брызг» того периода был Данилов. А вот когда группа сократила название до «Брызг» и в 89-м выдала еще один шедевральный альбом «Пуговицы судьбы», Дима уступил лидерство школьному другу. На «Пуговицах» вся музыка полностью была сделана Алыповым и Никулиным, Данилов же придумывал тексты на уже готовый мелодический рисунок.

Фотосессия группы "Брызги" для обложки магнитоальбома "Пуговицы судьбы"
Фотосессия группы "Брызги" для обложки магнитоальбома "Пуговицы судьбы"

- У меня была своя стихотворная концепция: мне хотелось уйти от социальных тем и творить что-то о принцессах, драконах и королях, - вспоминает ДиДа. – Слова к композициям «Лунный ветер» и «Всадник Золотое копье» были навеяны романом Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом альбоме я уже был чистым вокалистом, плюс у нас добавились виолончель и саксофон, ансамблевая палитра получилась интересной. Я в тот момент слушал Yes, Никулину нравились King Crimson, а Алыпов был всеяден – у него дома было невероятное количество лент с самой разной музыкой: он ездил к фарцовщикам на ЧМЗ и записывал катушки с русской и зарубежной рок-музыкой с двух сторон, за 14 рублей - 500-метровая бобина. Ну и, конечно, мы находились под впечатлением творчества группы «Николай Коперник», на концертах которой мы всем коллективом побывали. Был очень крутой звук – москвичи привезли своего звукорежиссера и удивили своим профессионализмом, массовая публика в Челябинске, конечно, Юру Орлова тогда не поняла, но все местные музыканты, и мы в том числе, были по-настоящему поражены.

Фотосессия группы "Брызги" для обложки магнитоальбома "Пуговицы судьбы"
Фотосессия группы "Брызги" для обложки магнитоальбома "Пуговицы судьбы"

Кроме «Коперника» на Данилова и компанию, конечно, подействовали «Звуки Му», особенно в плане сценической подачи. Впрочем, еще до легендарного приезда в Челябинск Петра Мамонова «Брызги» тоже старались на сцене импровизировать. Например, Алыпов играл на гитаре в позе цапли – стоя на одной ноге и поджав вторую. Данилов залезал на комбик, делал ласточку и прыгал с него (не в зал, а обратно на сцену), а потом вообще пел, сидя на верхней ступеньке лестницы-стремянки, музыканты же усаживались на стулья в затылок друг к другу, в профиль к залу, принципиально не глядя на зрителей.

В самом конце 80-х «Брызги» были одной из главных рок-надежд Южного Урала. Группа дала ряд удачных концертов в Челябинске: в «Монолите», в кукольном театре, у ансамбля состоялись гастроли по городам области – Сатка, Пласт, Златоуст. И главный выезд – участие в фестивале «УралРок» в Свердловске. «Брызги» туда прихватили еще трубача Александра Криворотова, всех поразили необычностью и плотностью своего саунда, выступив очень прилично. Но еще круче тогда был челябинский «НХА», ставший главным открытием фестиваля. А отдавать первые два места командам с Южного Урала жюри посчитало невозможным, поэтому вторыми после «Нового Художественного Ансамбля» признали начинающую еще восхождение к большому успеху «Агату Кристи», «Брызги» же замкнули тройку призеров «УралРока». Потом был еще фестиваль «Европа плюс Азия» в Челябинске, к которому группа подготовила целую программу, но организаторы разрешили «Брызгам» сыграть только три песни, и то в конце, когда телевидение уже свернуло свои камеры. Челябинская культурная традиция – не поддерживать своих. Данилову и друзьям с фестивалями явно не везло.

- Зато зрители в «Юности» под нас даже огоньками зажигалок махали, людям наши песни нравились, - пожимает плечами Данилов.

Волны гасят ветер

В начале 90-х «Брызги» записали свой третий альбом «Планета Земля едет во Францию», где и слова, и музыка полностью принадлежат Владимиру Алыпову. Все коллеги по цеху твердили: продукт получился очень достойный, пора покорять Москву. Музыканты взяли отпуска, сняли на московской окраине полуторку, поселились в ней вчетвером с твердым желанием – дать в столице побольше концертов. Но получилось сыграть только один раз, вместе с известной группой «Веселые картинки».

- Москвичи нам сказали тогда: «Парни, музыка у вас крутая, а вот с исполнением есть проблемы», - вспоминает Данилов. - Был еще вариант выступить вместе с «Крематорием», но Армен Григорян поставил условие – провинциалы играют только 20 минут. На что мы ответили гордым отказом, мол, не для двадцати минут «Брызги» ехали из Челябинска в столицу.

Данилов: "Выступать на разогреве? Нет!"
Данилов: "Выступать на разогреве? Нет!"

После неудачного штурма Москвы челябинцы отправляют кассету с «Планетой Земля» в Ленинград, рассылают альбом по независимым рекорд-лейблам в Германии. Но кроме положительных отзывов дело дальше не пошло. И «Брызги», не оправдав надежд своих поклонников на большую славу, распались.

- Честно признаться, когда я трудился в составе коллектива «Брызги», мне казалось, что это единственная группа, которая будет существовать в моей жизни, - говорит Дмитрий Данилов. – И очень переживал… Но потом открылись новые проекты и новые музыкальные горизонты. За всю карьеру я жалею, пожалуй, об одной только вещи: в 1991 году у нас с «Брызгами» была возможность уехать в Данию. Не получилось.

Зато практически сразу же возникает группа «Киты» - творческий тандем Дмитрия Данилова с интереснейшим гитаристом Игорем Гавриковым, ранее выступавшим в проекте «Сад камней». Результат сотрудничества двух талантливых людей - более

80 песен, альбомы, фестивали, выступления. В «Китах» была главная проблема – постоянная смена человека у микрофона, через группу прошли восемь (!) вокалистов и вокалисток. Яркий след оставила Женя Каримова – певица с потрясающим голосом и умением вести себя на сцене. С ней «Киты» по рекомендации друзей из группы «ТекилаДжаз» выступили по нескольким клубам Санкт-Петербурга, три трека «Китов» крутило на всю страну модное тогда питерское радио «Модерн». С другой не менее талантливой вокалисткой Ольгой Леоновой группа достойно выступила в Перми на фестивале «Рок-Лайн». Но, по большому счету, «Киты» так и не пробились за пределы Челябинской области.

Данилов в составе "Китов"
Данилов в составе "Китов"

- Самая реальная возможность раскрутиться была, когда после концерта к нам подошли парни, представляющие интересы Александра Новикова и его лейбла «Новик Рекорд», - сетует Данилов. - Они были впечатленные нашим выступлением и предложили промоутерские услуги: запись, организацию концерта и так далее. Но один из наших многочисленных вокалистов потерял телефон этих ребят, и схема с Новиковым не сработала. А потом я ушел из «Китов».

Некоторое время Данилов работал в ночном клубе «Калиостро», был маркером в бильярдной, потом отвечал за звук в «Джаз-баре», обучал желающих игре на музыкальных инструментах. И один из учеников предложил Дмитрию поиграть вместе в группе «Гибрид». Ансамбль даже успел записать целый альбом с модной гитарной музыкой и официально издать его, напечатав тысячный тираж CD на заводе. Однако дальше дело не пошло, почти весь тираж до сих пор хранится у музыкантов дома. Потом у Данилова появился инструментальный проект The Layers: Дмитрий играл на барабанах, Максим Замалдинов на басу, а гитарные партии исполнял Алексей Степанов, автор всех мелодий и невероятно сильный гитарист с интересной манерой игры а-ля Джо Сатриани. Найдя продюсера в лице Виктора Федорова (экс-«Фангорн») на студии U-Sound у Сергея Спиридонова, The Layers записали очень прикольный, нестандартный для Челябинска альбом, но не издали его.

Данилов - вокалист-шаман
Данилов - вокалист-шаман

- Такая музыка челябинцам не очень нужна, а за пределы города пробиться не получалось, - анализирует происходящие события Данилов. - Поэтому я решил найти нам вокалиста, и за микрофон встал Юра Горлов, так образовалась группа Jet Cadence.

Полдень, XXI век

Это был уже шестой музыкальный проект артиста (еще были «Поднебесная» и «Фрегат»). Jet Cadence пели вначале на русском, Горлов приносил песни, вместе их аранжировали и записывали. И однажды Данилов предложил Горлову сочинить песню на английском языке. Попробовали. Понравилось! И не только самим музыкантам, один из англоязычных треков Jet Cadence попал в эфир шотландского радио. Ведущей музыкальной станции из города Данун по имени Триш так приглянулись песни челябинской команды, что вещи Jet Cadence она несколько раз ставила в своей программе.

- Особенно часто Триш это делала, когда над Челябинском упал метеорит, мы были тогда очень популярны в Шотландии, - смеется Данилов. - С Триш мы подружились, недавно отправили ей новый трек, и она вновь прокрутила для местных любителей юбок и виски композицию из Челябинска. Ну а мы продолжаем сочинять песни. В музыке я уже где-то 30 лет, согласен, достаточно долгий период. Но в качественном плане я играю не очень хорошо, меня до сих пор греет стимул стать классным барабанщиком. И я постоянно учусь чему-то новому, люблю растягивать удовольствие от репетиций и занятий, поэтому музыка мне и не надоедает.