За последний месяц произошло два важных события, которые показали что гражданская религия в России есть и то, что происходит ее становление, которое еще не завершено и сейчас гражданская религия формирует свой набор элементов, включая в свое пространство новых игроков.
5 февраля ведьмы в Москве, а 27 января в Ангарске неошаманы провели свои обряды, целью которых было укрепление государственности и помощи в управлении страной президента РФ, улучшения внешнеполитического и экономического состояния.
Несколько десятков ведьм собрались вместе для обряда, в котором произносилось следующее: "Да будет сила России крепчать, да будет Владимир Путин верные пути видеть. Величие России, и короновав Россию, напитав истоком, станет сила наша ведовская "Империи сильнейших ведьм" благостной, что оживит и поднимет всю землю. Воистину! Воистину!"
Ранее опубликованное видео с обрядом неошаманов изъято из сети, но полемику и комментарии на происшедшее можно легко найти.
См. заметку
В этих историях нас интересует не только и не столько религиозная составляющая этих ритуалов, их подлинность и легитимность, сколько позиция их организаторов, и тот "месседж", который они явили для медийного пространства, а значит тех структур, которые по своим должностным обязанностям наблюдают, что происходит в религиозном пространстве страны.
Являясь небольшими объединениями, фактически маргинальными, они заявили о том, что не претендуют на эксклюзивизм, а понимают, принимают и поддерживают идею государства как сакральную и готовы быть элементами гражданской религии России.
Вот как прокомментировал происшедшее в Москве Гальцин Дмитрий Дмитриевич, кандидат исторических наук, автор программы "Неоязычество XX – XXI вв. как феномен новой религиозности" Центра визуальной антропологии и визуальных медиа.
"Мне вообще кажется, что Полынь делала этот ритуал под копирку проклятий Трампа и Кавано, которые проводятся в Америке. Но если в Америке подобные акции, хоть и совершаются аналогичным образом (медиа-освещение, народная, внеконфессиональная магия, эпатаж, театральность, острота темы), все же это служит средством артикулирования политических чаяний определенной религиозной/духовной группы, себя сознающей, как таковую ("либеральные" современные язычники и сочувствующие). В российском случае, сообщество языческое, какое бы то ни было, полностью остается в стороне, а всплывает та самая трудно уловимая "оккультура" - тут нет диссидентства, религиозного или какого-либо еще. Я сильно сомневаюсь в искренности "сильнейших ведьм" и их основательницы - они вряд ли за Путина или против Путина, но шоу есть шоу, а воспользоваться высочайшим именем это выгодно для заявления о себе - о себе, то есть конкретно вот об этом проекте, который больше напоминает круг "Битвы экстрасенсов", чем любое из существующих языческих или оккультных объединений".
Лайк и подписка на канал приветствуются
Из ранее опубликованного
Жертвенные животные в шаманизме. Обряд «Жэн тэнгэри яба»
Язычники Исландии. Рост последователей Асатру более чем в 4 раза
История о том, как педагог Елена Рубинштейн стала раввином
Модернизм и мормонизм: либеральные перемены у мормонов
Что мы знаем о Саентологии? Или что мы о ней не знаем ...