Книга Франчески Катастини (Francesca Catastini) The Modern Spirit is Vivisective («Современный дух вивисекции») устроена как кунсткамера, и представляет собой собрание изображений анатомических театров, хирургических инструментов, старинных гравюр, архивных фото, и в этот сложносочиненный и разножанровый ряд включены несколько постановочных фотографий, на которых в качестве объекта фигурирует автор.
Катастини сконструировала искусное и весьма двусмысленное исследование на тему скопофилии. Зигмунд Фрейд трактовал это понятие как акт любви к рассматриванию объекта, сексуальное действие, в которое вовлечены наблюдающий и наблюдаемый, вуайерист и его жертва.
Анатомический театр, зрители, анатом как главный актер и его безмолвная жертва — идеальный материал для художественного высказывания, тем более что у Франчески Катастини медицинский бэкграунд — родители и биологическое образование.
Вооружившись цитатой из неоконченного романа «Герой Стивен» молодого Джеймса Джойса, Катастини смело выступает в роли вивисектора и его страдающей жертвы.
Дух современности — вивисекторский дух. Вивисекция — самый современный процесс, какой можно себе представить. Дух древности весьма неохотно мирился с реальными явлениями. Древний метод рассматривал закон с фонарем справедливости, мораль — с фонарем откровения, искусство — с фонарем традиции. Но все эти фонари обладают волшебным свойством: их свет изменяет и искажает. Современный метод исследует свою территорию при свете дня. Италия дала цивилизации науку, отставив фонарь справедливости и начав рассматривать [действия] преступника в его становлении и действии. Любой современный критический подход в политике и религии отправляет в отставку все презумпции касательно всех Государств, Искупителей и Церквей
Начало этого диалога из романа Джойса приведено в книге Катастини, но финал диалога звучит так : «Ты можешь себе представить прекрасную женщину, которая рассыпалась бы: „Ах, мистер Аристотель, ах, простите меня, что я так прекрасна?“ — Он был великий мудрец».
Франческа материализует это «я так прекрасна», помещая себя в центр композиции итальянских анатомических театров.
Анатомические театры появились в Европе в 16 веке и строились по принципу Колизея, что позволяло зрителям наблюдать происходящее со всех сторон. Зрители размещались в соответствии со своим статусом в обществе — профессора и городские чиновники занимали первые ряды, студенты располагались повыше, а затем уже вся остальная городская публика. Сеанс вивисекции занимал не один день и публике предлагалась музыка и напитки.
Тело должно быть эстетически привлекательным. Такое требование сформулировал Алесандро Бенедетти в анатомическом бестселлере «Anatomice» вышедшем в Венеции в 1497 году и многократно переиздававшемся в Европе. Как замечает немецкий философ Питер Слотердейк, «Везалийская (в честь знаменитого анатома из Падуи Андреаса Везалия) революция значила для европейца даже больше чем Коперниковский поворот.
Тело, обособившись от метафизики, обрело материальность и плоть, и, как пишет Слотердейк, человек обрел «интерьер». Это было столь же потрясающе как путешествие Магеллана вокруг света. Кстати, Франческа, в одном из коллажей совмещает карту Магелланова пролива с изображением фаллопиевых труб, подчеркивая родство анатомии с географией.
Книга Франчески Катастини имеет пять глав — поиск, прикосновения, каноническая похоть, расчленение и открытие. Из этих стадий состоит метод познания. Франческа весьма игриво шутит, сплетая цитаты и фото, коллажируя фотографии. Молодой Рейган с идеальным телом позирует в белых трусиках перед будущими скульптурами, фотограф использует женскую юбку как черный рукав для перезарядки пленки. Профессор демонстрирует громоздкий скелет собранию слепых. Античная дама приподнимая одежды оказывается совсем не дамой.
Фигура художника — вивисектора, прогрессиста, уверенного в том что познать реальность возможно, разъяв ее на детали и фрагменты, оказывается весьма сомнительна и забавна, как и самоуверенный модернизм. Сравнивая мир с анатомическим театром, где зрители и наблюдающие слиты в едином акте скопофилии, Франческа, предъявив свое распростертое тело, восклицает: «Я так прекрасна!» — и что дальше? что делать с целым после вивисекции? Как вновь обрести целостность? Как перестать смотреть на себя в зеркало?
Текст: Михаил Борисов
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.