он (Даниил Галицкий - Авт.) прибыл к Батыю на Волгу ... Он поклонился по обычаю их и вошел в шатер Батыя. И сказал ему Батый: «Даниил, почему ты раньше не приходил? А сейчас пришел — это хорошо. Пьешь ли черное молоко, наше питье, кобылий кумыс?» Даниил сказал: «До сих пор не пил. Сейчас, раз велишь, выпью». Тот сказал: «Ты уже наш, татарин. Пей наше питье!» Даниил выпил, поклонился по обычаю их, проговорил положенные слова и сказал: «Иду поклониться царице Баракчин». Батый сказал: «Иди!» Он пришел и поклонился по обычаю. И прислал ему Батый ковш вина, говоря: «Не привыкли вы пить кумыс, пей вино!» (Галицко-Волынская летопись)
Пьешь ли черное молоко, наше питье, кобылий кумыс?» Даниил сказал: «До сих пор не пил. Сейчас, раз велишь, выпью». Тот сказал: «Ты уже наш, татарин. Пей наше питье!» - Ученые считают, что эта фраза ритуально свидетельствовала о включении князя в систему монгольской иерархии. В ней было не важно к какому народу он принадлежал, главное, что он признавал себя частью "Великого монгольского государства".
Питье кумыса с Чингизидом - свидетельствовало об оказании высшей чести. Черный кумыс (кара кумыс) - лучший сорт напитка, употребляемый высшей монгольской знатью. Он был прозрачным и сладким, в отличие от обычного кумыса - мутно белого и кислого с запахом.
Монголы кобылье молоко пили только в заквашенном (кислом) виде. Всему миру этот напиток известен под тюркским термином кумыс. Разные группы монголов называли его по разному: айраг, цэгээн, чигэн, гууний айраг. Он славится не только как питательный, но и как целебный напиток. Его алкогольность невелика — 1,5–3°, однако, всем кочевникам, изготовлявшим кумыс, были издавно известны способы усиления его крепости с помощью различных растений (корня аконита, ветки можжевельника, ягод облепихи, зерен синего ячменя). Заквашивали кумыс в больших кожаных бурдюках, сделанных из цельноснятой шкуры быка. Использовали специальную закваску — самой лучшей считается небольшое количество старого кумыса. В зависимости от степени жирности молока для его окончательной готовности к употреблению требуется разное время: от нескольких часов до 3–5 дней. (Юрченко A. Г. Кумысная церемония при дворе Бату-хана. Петербургское Востоковедение 2007.)
Гостям, которые отказывались от кумыса - подавали привычные им напитки вино или пиво. Например, люди армянского князя отказались от такого угощениея: «Принесли и подали ... много бурдюков кумыса из кобыльего молока и начали есть и пить. А Аваг и его спутники не ели и не пили. И сказал ему военачальник: „Почему вы не едите и не пьете?“ Аваг ответил ему: „У христиан не принято ... пить это питье. Мы ... пьем вино“. И военачальник приказал подать им то, что они просят» .
Впрочем существовали ритуалы, нарушение которых действительно грозило гибелью. Например, кроме питья кумыса встреча с ханом монголов, предполагала коленопреклонение (на оба колена) во все время аудиенции, заимствованное из китайской придворной церемонии. При отказе от этой церемонии последствия могли быть самые печальные. Для русских же князей коленопреклонение было и сакральным жестом, связанным с православной верой и обрядами. Вероятно, из-за отказа преклонить колена в Орде погиб князь Михаил Всеволодович Черниговский.
Основной источник: Юрченко A. Г. Кумысная церемония при дворе Бату-хана. Петербургское Востоковедение 2007.